ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
дующий за Масловой в Сибирь, наблюдает сцену встречи Корчагиных их родственниками: «На потемневшей от дож- ля мокрой платформе впереди, перед первым, классом стоя ла кучка народа, среди которой выделялась дама в шляпе с перьями и длинный молодой человек с огромной соба кой». В корректуре 101 в описании встречи Корчагиных ру кою Толстого делаются вставки, и после корректурных вставок сцена принимает такой вид: «...стояла кучка народа, среди которой выделялась высокая толстая дама в шляпе с дорогими перьями в ватерпруфе и длинный молодой человек н велосипедном костюме с огромной сытой собакой в доро гом ошейнике» 15 и пр. Примеры авторской правки текста, связанные с работой художника над внешней характеристикой персонажей, представителей имущего класса, наглядно свидетельствуют о том, что принцип «теневой» подачи образа и соответст вующая этому принципу своеобразная манера портретной живописи сознательно и последовательно проводится Тол стым в процессе работы над романом и выражает глубо кую, внутреннюю мысль произведения. Все сказанное выше о принципе «теневой» характери стики человека в романе относилось к изображению Тол стым таких персонажей, социальная неполноценность кото рых в конечном счете порождает в них неполноценность и человеческую, личную. Иными принципами определяется изображение в романе людей, которых автор «Воскресения» называет «предметом», «положительным». Не только со циально-выразительные портретные черты, по, наряду с этим, и яркая индивидуализация в портрете, утверждение- человека в его особенном, своеобразном — вот что прису ще толстовской художественной манере, когда речь идет о< представителях тех общественных групп, которые противопо ставлены в «Воскресении» правящему сословию Нехлюдо вых и Корчагиных. К героине романа Катюше Масловой это относится в первую очередь. Образ Масловой дан такими художествен ными, языковыми средствами, которые не имеют ничего об щего с тем, что мы встречали, знакомясь с изображением Нехлюдова, Масленникова, Корчагиных и им подобных. «Колечки вьющихся волос», «глянцевито-блестящие глаза», «черные, как мокрая смородина, глаза», «стройная фигура», даже «белое платье со складочками»—это уже не классово определяющие портретные черты; это характерные, особен ные признаки человека, личности. Предельная индивидуали зация Масловой, отчетливо выраженное авторское стремле ние сделать ее наиболее «личной», своеобразной, в свете но- вых принципов изображения человека в романе, не может восприниматься иначе, как утверждение, безусловное приня тие ее Толстым. Именно с этой точки зрения следует рас 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=