ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

дующий за Масловой в Сибирь, наблюдает сцену встречи Корчагиных их родственниками: «На потемневшей от дож- ля мокрой платформе впереди, перед первым, классом стоя­ ла кучка народа, среди которой выделялась дама в шляпе с перьями и длинный молодой человек с огромной соба­ кой». В корректуре 101 в описании встречи Корчагиных ру­ кою Толстого делаются вставки, и после корректурных вставок сцена принимает такой вид: «...стояла кучка народа, среди которой выделялась высокая толстая дама в шляпе с дорогими перьями в ватерпруфе и длинный молодой человек н велосипедном костюме с огромной сытой собакой в доро­ гом ошейнике» 15 и пр. Примеры авторской правки текста, связанные с работой художника над внешней характеристикой персонажей, представителей имущего класса, наглядно свидетельствуют о том, что принцип «теневой» подачи образа и соответст­ вующая этому принципу своеобразная манера портретной живописи сознательно и последовательно проводится Тол­ стым в процессе работы над романом и выражает глубо­ кую, внутреннюю мысль произведения. Все сказанное выше о принципе «теневой» характери­ стики человека в романе относилось к изображению Тол­ стым таких персонажей, социальная неполноценность кото­ рых в конечном счете порождает в них неполноценность и человеческую, личную. Иными принципами определяется изображение в романе людей, которых автор «Воскресения» называет «предметом», «положительным». Не только со­ циально-выразительные портретные черты, по, наряду с этим, и яркая индивидуализация в портрете, утверждение- человека в его особенном, своеобразном — вот что прису­ ще толстовской художественной манере, когда речь идет о< представителях тех общественных групп, которые противопо­ ставлены в «Воскресении» правящему сословию Нехлюдо­ вых и Корчагиных. К героине романа Катюше Масловой это относится в первую очередь. Образ Масловой дан такими художествен­ ными, языковыми средствами, которые не имеют ничего об­ щего с тем, что мы встречали, знакомясь с изображением Нехлюдова, Масленникова, Корчагиных и им подобных. «Колечки вьющихся волос», «глянцевито-блестящие глаза», «черные, как мокрая смородина, глаза», «стройная фигура», даже «белое платье со складочками»—это уже не классово­ определяющие портретные черты; это характерные, особен­ ные признаки человека, личности. Предельная индивидуали­ зация Масловой, отчетливо выраженное авторское стремле­ ние сделать ее наиболее «личной», своеобразной, в свете но- вых принципов изображения человека в романе, не может восприниматься иначе, как утверждение, безусловное приня­ тие ее Толстым. Именно с этой точки зрения следует рас­ 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=