ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
(5, 65). «Странное содержание» повести «Три смерти» очень близко к пушкинскому восприятию мира. И принцип изоб ражения этого мира у Толстого — развитие пушкинского принципа. Чудесный дар видеть поэзию в жизни — неотъемлемое качество гениального художника, без этого нет жизни в поэ зии, нет произведения реалистического искусства. Толстовская поэзия жизни своеобразна, неповторима, как • неповторима пушкинская поэзия жизни, и тем не менее это две ступени реализма, две вершины в его развитии, следо вательно, можно сопоставить силу воздействия Пушкина и Толстого на многие поколения читателей и писателей. Высо кие’ нравственные идеалы гуманизма, утвержденные Пуш киным, развиты Толстым, создавшим «мир, залитый солнеч ным светом» (Короленко), «Толстой — поэт, не менее чем Пушкин» (Горький). И для Пушкина и для Толстого природа и народ — выс шие критерии истины, отсюда вытекает гармоничность вос произведения жизни, светлая мудрость, которой проникну ты их вечно живые, вечно юные и прекрасные художест венные создания. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Н. Н. Гу с е в , Л. Н. То л с т о й . Материалы к биографии. АН СССР. М.. т. Г, 1954, II, 1957 г., III, 1963 г. 2. Н. Н. Г у с е в, ук. соч., т. I, стр. 93. Приводятся воспоминания Тол стого о чтении им в 1836 г. стихотворений Пушкина «На смерть На полеона» и «К морю». 3. А. С. Пушкин . Полное собрание сочинений, изд. АН СССР, 1949 г., т. 12, стр. 84. • 4. Л. Н. То л с т о й . Полное собрание сочинений. (Юб. изд.), т. 46, стр. 81, далее ссылки на это издание, в скобках первая цифра — том, вторая —• страница. 5. А. С. Пушк и и. Полное собрание сочинений в десяти томах, изд. АН СССР, 1950 г., III, стр. 21. Далее ссылки на это издание, римская цифра означает том, арабская — страницу. 6. Сестра Толстого Мария Николаевна. 7. См. В. И. Ср е з н е в с к и й . «Георг Кизеветтер, скрипач Петербург ских театров», сб. «Л. Толстой 1850—1860 гг.», Материалы, статьи. Тру ды Толстовского музея АН СССР, Л. 1927, стр. 54—57, 67—74. 8. Толстой называл рассказ Пропащий, Погибший, Поврежденный, Музыкант, Альберт. 9. См. Н. М. Ме н д е л ь с о н . «Описание рукописей, гранок, относя щихся к «Альберту». Л. Н. Толстой. Юб. изд. т. 5, стр. 287—300. Когда на стоящая статья уже была подготовлена к печати, появилось новое иссле дование Т. С. Карловой «Из творческой истории рассказа «Альберт» в сб «Л. Н. Толстой», статьи и материалы, вып. V, Горький, 1963, стр. 35— 52. 10. Взаимоотношения этого же типа будут позднее изображены Толстым в романе «Анна Каренина» между Вронским и художником Михайловым. 11. В другом черновике вместо «один из московских журналов» на писано «почтенный «Вестник Европы» (VI, 737). 12. А. В. Чиче рин . Возникновение романа-эпопеи. М., 1958, С. М. 14 Заказ 8881 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=