ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

(5, 65). «Странное содержание» повести «Три смерти» очень близко к пушкинскому восприятию мира. И принцип изоб­ ражения этого мира у Толстого — развитие пушкинского принципа. Чудесный дар видеть поэзию в жизни — неотъемлемое качество гениального художника, без этого нет жизни в поэ­ зии, нет произведения реалистического искусства. Толстовская поэзия жизни своеобразна, неповторима, как • неповторима пушкинская поэзия жизни, и тем не менее это две ступени реализма, две вершины в его развитии, следо­ вательно, можно сопоставить силу воздействия Пушкина и Толстого на многие поколения читателей и писателей. Высо­ кие’ нравственные идеалы гуманизма, утвержденные Пуш­ киным, развиты Толстым, создавшим «мир, залитый солнеч­ ным светом» (Короленко), «Толстой — поэт, не менее чем Пушкин» (Горький). И для Пушкина и для Толстого природа и народ — выс­ шие критерии истины, отсюда вытекает гармоничность вос­ произведения жизни, светлая мудрость, которой проникну­ ты их вечно живые, вечно юные и прекрасные художест­ венные создания. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Н. Н. Гу с е в , Л. Н. То л с т о й . Материалы к биографии. АН СССР. М.. т. Г, 1954, II, 1957 г., III, 1963 г. 2. Н. Н. Г у с е в, ук. соч., т. I, стр. 93. Приводятся воспоминания Тол­ стого о чтении им в 1836 г. стихотворений Пушкина «На смерть На­ полеона» и «К морю». 3. А. С. Пушкин . Полное собрание сочинений, изд. АН СССР, 1949 г., т. 12, стр. 84. • 4. Л. Н. То л с т о й . Полное собрание сочинений. (Юб. изд.), т. 46, стр. 81, далее ссылки на это издание, в скобках первая цифра — том, вторая —• страница. 5. А. С. Пушк и и. Полное собрание сочинений в десяти томах, изд. АН СССР, 1950 г., III, стр. 21. Далее ссылки на это издание, римская цифра означает том, арабская — страницу. 6. Сестра Толстого Мария Николаевна. 7. См. В. И. Ср е з н е в с к и й . «Георг Кизеветтер, скрипач Петербург­ ских театров», сб. «Л. Толстой 1850—1860 гг.», Материалы, статьи. Тру­ ды Толстовского музея АН СССР, Л. 1927, стр. 54—57, 67—74. 8. Толстой называл рассказ Пропащий, Погибший, Поврежденный, Музыкант, Альберт. 9. См. Н. М. Ме н д е л ь с о н . «Описание рукописей, гранок, относя­ щихся к «Альберту». Л. Н. Толстой. Юб. изд. т. 5, стр. 287—300. Когда на­ стоящая статья уже была подготовлена к печати, появилось новое иссле­ дование Т. С. Карловой «Из творческой истории рассказа «Альберт» в сб «Л. Н. Толстой», статьи и материалы, вып. V, Горький, 1963, стр. 35— 52. 10. Взаимоотношения этого же типа будут позднее изображены Толстым в романе «Анна Каренина» между Вронским и художником Михайловым. 11. В другом черновике вместо «один из московских журналов» на­ писано «почтенный «Вестник Европы» (VI, 737). 12. А. В. Чиче рин . Возникновение романа-эпопеи. М., 1958, С. М. 14 Заказ 8881 209

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=