ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
смотрел прямо в глаза парню, сбираясь с силами» -(5, 57— 58). Здесь молчание передает крайнюю степень слабости больного. Но этого мало Толстому. Чефез всю сцену прохо дит повторяющаяся деталь — рука Федора: «Широкая, ис худалая и побледневшая рука, покрытая волосами, натяги вала армяк на острое плечо в грязной рубахе. «Он хотел поднять руку, чтобы отереть мокрые губы, но не мог...» (5, 57). Деталь приобретает все большее значение: «Свис шая с печи, худая рука, покрытая рыжеватыми волосами. была холодна и бледна» (5, 60), наступила смерть. Федор не обращался за помощью к христианскому богу. Нужно было так глубоко любить народ, как любил его Толстой, чтобы, продолжая пушкинскую традицию, ни сколько не прикрашивая внешнего облика мужика, поднять его столь высоко в нравственном отношении. Федору совер шенно чужд эгоизм, он спокойно ожидает смерти и имеет мужество подумать о других людях, о том добре, которое принесет его уход из жизни. Он спокойно говорит кухарке Настасье: «Скоро опростаю угол-то твой» (5, 59) и ни сколько не обижается на Серегу за просьбу отдать са поги. В народе живет чувство гуманизма. Настасья жалеет Федора, Серега боится оскорбить его своей просьбой и знает, что должен сдержать данное слово, чтобы выпол нить волю умершего и сохранить память о безвестном ям щике Федоре. Все это резко противоположно эгоизму, лжи, лицеме рию, царящим в господской среде. Страх перед смертью не есть любовь к жизни. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: — «прости! Тебе я место уступаю, Мне время тлеть, гебе цвести» (III, 133). В том, чтобы подняться до этого пушкинского жизне- утверждения, и состоит мудрость людей. Эта мудрость есть у народа, а источник ее—природа. Поэтому повесть «Три смерти» не имела бы внутреннего единства, если бы не за канчивалась подлинно поэтическим описанием смерти де рева. «Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво потому, что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет». (5, 301). Толстой передает красоту березовой рощи слова ми, в которых выражается присущее ему чувство приро ды, дававшее возможность всегда видеть в ней новые крас ки, слышать по-новому звуки, создавать новые образы, верные действительности и поэтичные. Вот передрассветная тишина: «На всем лежал холодный матовый покров еще падавшей, не освещенной солнцем ро сы. Восток незаметно яснел, отражая свой слабый свет на подернутом тонкими тучами своде неба. Ни одна травка 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=