ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
В прозе Пушкина мы найдем изображение многих сложных человеческих внутренних переживаний, часто та ких, которые нельзя выразить словами, но представление о них читатель, на воображение и литературный опыт ко торого рассчитывал Пушкин, получает достаточно ясное. Вспомним повесть «Пиковая дама». Лизавету Ивановну по возвращении домой охватывает смятение, и Пушкин за остряет на этом внимание читателя в тот самый момент, когда должен наступить поворот в судьбе героини: она «с трепетом вошла к себе, надеясь найти там Германна и желая не найти его» (VI—342). Это сложное чувство, внут ренняя борьба перед окончательным решением, знакомо каждому человеку, и точная пушкинская фраза вызывает нужный резонанс, тем более, читатель уже знает, что Лиза вету Ивановну ожидает страшный удар. За одну ночь ей предстоит пережить, может быть, больше горя, чем за всю свою жизнь. Дальнейшее повествование дает возможность читателю верно представить смену ее чувств, и Пушкин, через внешнее их выражение, приводит действие к раз вязке. Конфликт разрешается в молчании: «Они замол чали. Утро наступало. Лизавета Ивановна погасила дого рающую свечу: бледный свет озарил ее комнату. Она отер ла заплаканные глаза и подняла их на Германна... «Как вам выйти из дому?—сказала наконец Лизавета Ивановна» (VI, 345). Слова возвращают героиню к прежней жизни, но она уже не та, что была раньше. Изменился ее духовный мир, иным стало отношение к жизни и к людям, и хотя мы мало знаем о ее дальнейшей судьбе, в конце повести мы не толь ко сочувствуем «униженной и оскорбленной» воспитанни це, но и проникаемся глубоким уважением к человеку, су мевшему сохранить свое достоинство в трудном жизненном испытании, мужественно перенести удары судьбы. Итак, пе ред нами характер в развитии. Но изображению самого про цесса этого развития отведено в повести мало места. Толстой переключит внимание читателей именно на эту внутреннюю работу, происходящую в человеке, но изобра жая тончайшие и разнообразнейшие человеческие пережи вания в их сложных переходах, овладев тайной уловить взаимосвязь ,между мыслью, и чувством, Толстой широко воспользуется пушкинским приемом воспроизведения внут ренних переживаний через их внешние проявления, дейст вия, не всегда совпадающие со словами. А часто слова его героев им тоже не нужны. Так, в повести «Три смерти» по лицу и глазам, голосу, движениям Федора мы можем судить, что он умирает: «— Чаво? — послышался слабый голос», «рыжее ху дое лицо нагнулось с печи...» «впалые тусклые глаза с трудом поднялись», «молча и тяжело дыша носом, он 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=