ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
11 декабря 1857 г. в записной книжке Толстого появ ляется первое упоминание о будущей повести «1ри смерти», наиболее пушкинской из всех повестей 50-х г. «Симеон за сапоги обещал камень брату» (47, 222). Сначала Толстой описывал две смерти барыни и ямщика. В заключение Тол стой подчеркивал, что все люди равны перед лицом смер- ти: — «• густая трава из-под камня» (на могиле ямщика — И. Г.), такая же—у часовни (где покоится барыня— И. Г.), и та и другая каждый год засыхает, засыпается снегом, об новляется» (5, 167). Течение жизни вечно: «каждый день всходит солнце и светит на могилу и на часовню, и на ка мень дяди Хведора». Дальше следует сцена: «жена пришла съесть лепешку на могиле дяди Хведора, и лепешка была вкусна, и крохи падали на густую темно-зеленую росистую траву, и солнце светило ярко и колокол гудел громко, и на род шел из церкви весело» (5, 167). Здесь каждая фраза проста, пронизана действием, все вместе— природа и лю ди — утверждает радость жизни. Но Толстой не был удовлетворен этим, третьим по сче ту, вариантом. Внутреннее единство повести потребовало закончить ее описанием смерти дерева. 21 января 1858 г. Толстой сообщает Некрасову: «Я пи шу маленькую по количеству листов вещь, весьма стран ного содержания» (60, 253). Идея единства жизни во всей природе, уверенность в том, что жизнь нельзя уничто жить, близка пушкинскому философскому миросозерца нию, выраженному в бессмертных стихах: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять 15 (III, 134). Однако, конкретное выражение этой идеи у Толстого свое, пронизанное «чистотой нравственного чувства», хотя ему и показалось во время работы содержание повесть «странным». Толстой утверждает каждой ее строчкой моральное превосходство /тютей из народа (в отношении смерти) над образованными помещиками. В обрисовке Толстого кап ризная «барыня жалка и гадка» в своем эгоистическом страхе перед смертью. Это читатель чувствует уже в пер вых строчках, где Толстой, по-пушкински вводя сразу в действие (барские экипажи подъезжают к постоялому дво ру), через описание внешности барыни и горничной Маши, создает настроение всей сцены. Здесь детали разделены на две группы: одни даны для того, чтобы представить больное, умирающее, а другие — здоровое, живое. Победа на стороне здорового. Именно поэтому барыня ненавидит и Машу, и доктора, и мужа, она вся поглощена завистью 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=