ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

ми (рассказчик чувствовал это) скрывалась настоящая русская храбрость. Близость к действительности в этой сце­ не очевидна, есть даже натуралистическая деталь (голова чеченца), но поэзия чувствуется не сразу, это скрываю­ щаяся за грубоватыми репликами старого солдата поэзия подлинного народного героизма. В 1855 г. Толстой провозгласил правду о войне героем «Севастопольских рассказов». Жизненные .картины и -об­ разы военных рассказов, освещенные новым светом его ге­ ния, подчиненные цели описать то, что думают и чувству­ ют люди на войне, открывают новую страницу реализма. 5$С * Гений всегда новатор, иначе он не был бы гением. И Толстому, так же как и Пушкину («бреду своим путем»), всегда было присуще стремление открывать новое в ху­ дожественном методе воспроизведения жизни. В известной дневниковой записи от 31-Х-1853 г., сделан­ ной после чтения «Капитанской дочки», Толстой называет прозу Пушкина старой и делает оговорку: «не слогом, но манерой изложения». Современных писателей, в том числе и себя, Толстой относит «к новому направлению» и счита­ ет, что «теперь справедливо... интерес подробностей чувст­ ва заменяет интерес самих событий» (46, 187— 188). Когда Толстой записывал эти мысли, он не мог знать о незакон­ ченных произведениях Пушкина всего, что стало известно теперь благодаря трудам советских исследователей |2. Пушкин и сам задумывался над развитием русской про­ зы и признавал за романом будущее. В 1825 г. он писал А. Бестужеву-Марлинскому: «Полно тебе писать быстрые * повести с романтическими переходами...» (X, 147). Однако жанр русской реалистической повести, шедев­ ры которого создал Пушкин в 30 гг., получил свое даль­ нейшее развитие в творчестве Толстого, решившего по его собственному признанию, «окончив «Отрочество», писать теперь небольшие рассказы, настолько короткие, чтобы я сразу мог обдумать их, и настолько высокого и полезного ** содержания, чтобы они не могли наскучить и опротиветь мне» (46, 208). И в них, наряду с качествами «нового на­ правления», толстовского 13 можно найти и те особенности русского реализма, которые были утверждены Пушкиным. Собственно, мастерство «изображения диалектики души» выработалось у Толстого, вслед за Лермонтовым, как раз­ витие пушкинских принципов психологического рисунка. Действительно, Пушкин «утверждает основу для того по­ нимания человека и жизни, которое у Толстого достигает своей вершины» 14. * Подчеркнуто Пушкиным. ** Подчеркнуто Толстым.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=