ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
том i0, и судить о влиянии искусства на души людей мы можем по новым чувствам и переживаниям, охватившим Делесова во время концерта. Но здесь перед нами трагиче ская судьба бедняка, не захотевшего быть ремесленником и не имевшего той огромной воли, которая ему была нуж на, чтобы подняться над нищетой и унижением и стать ве ликим артистом. Усилия Делесова не могут ему помочь, ги бель Альберта неизбежна. В «Люцерне» перед нами предстает народный певец- тиролец, и Толстой, подчеркивая при описании его внеш ности маленький рост, отсутствие артистичности в лице, вы соко поднимает этого талантливого, влюбленного в свои песни человека над богатой, сытой и равнодушной знатью. Здесь конфликт налицо, частный случай, взятый из жизни, служит для обличения всей буржуазной цивилизованной Европы. То разоблачение света, которое мы найдем у зрелого Пушкина 30-х гг., становится у Толстого уничтожающим обличением уже в 50-е гг., когда впервые звучит остро по лемически гневный голос автора. Народность как неотъемлемая черта произведений Пуш кина находит свое развитие и новое выражение у Тол стого в 50-е годы. Толстой утверждает народное искусство как высший эстетический критерий. Он делает людей из народа главными героями своих произведений. К 50-м го дам все передовые писатели-реалисты уже считали своим долгом обращение к этому подлинному герою литературы. Но Толстой занимает свое место очень быстро, выдвигаясь в первый ряд этих писателей и опережая многих в своих поисках сближения с народом, так же, как в свое время Пушкин. И Пушкин и Толстой участвовали в Кавказской войне и выразили к ней определенное отрицательное отношение. Общение с солдатами, будни войны дали материалы для их произведений. В черновиках отброшенного предисловия к «Путеше ствию в Арзрум» читаем: «Один из московских журналов 11 также пороптал на певунов (подчеркнуто Пушкиным), не воспевших успехи нашего оружия... Нельзя было бы, например, напечатать в газетах: Мы надеялись, что г. пропорщик такой-то (подчеркнуто Пуш киным) возвратится из похода с Георгиевским крестом; вме сто того он из Молдавии вывез одну лихорадку. Явно, что цензура этого не пропустила б» (VI, 737). С точки зре ния Пушкина, ехать на войну, чтобы «искать вдохно венья» — нелепо. В «Путешествии в Арзрум» Пушкин при помощи беглых зарисовок дает представление о жертвах войны, о людях из народа. Мы не только видим солдатскую 201
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=