ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

«'.Простота.—Вот качество, к[оторое] я желаю приобрести больше других» (46, 138). Много раз в эти годы Толстой пишет о сознательном желании придать своим первым про­ изведениям краткость и простоту, а их действующим ли­ цам — резкость и ясность характеров, составляющие усло­ вие красоты (см. 46, 138, 142). Толстой называет свою при­ вычку к отступлениям «пагубной» и остается верен на всю жизнь писательскому убеждению в том, что «Никакие ге­ ниальные прибавления не могут улучшить сочинения так много, как могут улучшить его вымарки» (46, 285). Когда читаешь эти дневниковые записи, то явно чувствуешь, что Толстой стоит на позиции Пушкина, считавшего, как изве­ стно, точность и краткость — первыми достоинствами прозы. «Нужно без жалости уничтожить все места неясные, рас­ тянутые, неуместные, одним словом, неудовлетворяющие, хо­ тя бы они были хороши сами по себе» (46, 101). Слово «не­ удовлетворяющие» надо понимать здесь как не соответст­ вующие общему авторскому замыслу места в художествен­ ном произведении. Толстой, так же как и Пушкин, обращается к разнооб­ разным приемам авторского повествования. Перед читате­ лем проходят разные типы рассказчиков: это волонтер-юн- кер-офицер в «Военных» и «Севастопольских рассказах», маркёр в «Записках маркёра», Николенька в трилогии, Мария Александровна в «Семейном счастье» *. Скрывая за ними свой личный взгляд, Толстой с таким же успехом, как и Пушкин, добивался внутреннего единства произведения именно при помощи включения авторского голоса в общий многоголосный хор его героев. И произведения становились художественным выражением взглядов Толстого, всегда во всем стремившегося «дойти до корня», решить проблему тен­ денции в искусстве. Стараясь определить место и роль художника в жизни общества, Толстой продолжает пушкинские традиции. Пушкинские мысли: Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен. * Любопытно, что в записной книжке № 1 под датой 1 января 1859 г. читаем: «Повести Лизаветы Белкиной». Я жила в деревне. Он, его планы. Свет. Я прошу—нету. Записки (1 не разобр.) 1-й бал» (48, 78). Комментаторы юбил. изд. относят эту запись «к первому замыслу «Семейного счастья», героиня которого первоначально носила имя Лизы». (48, 488). На наш взгляд совпадение имен Лизавета Белкина—Иван Пет­ рович Белкин не случайно. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=