ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Подобно Пушкину, Толстой резко осуждает романтиче­ ские штампы. Читаем у Пушкина в рецензии на' «фракийские элегии» Теплякова: «Тишина гробницы, громкая, как шум колесни­ цы; стон, звучащий, как плач души, слова, которые святее ропота волн... все это не точно, фальшиво или просто ниче­ го не значит 3. У Толстого в дневнике есть запись: «влюбленные видят в воде образ возлюбленной. Другие говорят, что горы, каза­ лось, говорили то-то, а листочки то-то, а деревья звали ту­ да-то *—Как может притти в голову такая мысль? Надо ста­ раться, чтобы вбить в голову такую нелепицу»4. Те же са­ мые мысли Толстой выражает в художественных произве­ дениях устами своих героев: «Когда я читаю романы, мне всегда представляется, какое должно быть озадаченное лицо у поручика Стрельского или у Альфреда, когда он скажет: «Я люблю тебя, Элеонора!» и думает, что вдруг про­ изойдет необыкновенное; и ничего не происходит ни у ней, ни у пего, те же самые глаза и нос, и все то же самое». («Семейное счастье», 5, 86). В представлении начинающего писателя «чувство поэзии есть сознательное воспоминание о жизни с ее образами и чувствами» (1, 180), поэтому он по-пушкински строг в вы­ боре сравнений и эпитетов, о чем свидетельствуют вариан­ ты «Детства». «Сравнение одно из естественнейших и дей­ ствительнейших средств для описания, но необходимо, что­ бы оно было очень верно и уместно (подчеркнуто везде на­ ми.— И. Г.), иначе оно действует совершенно противополож­ но» (1, 178). В подтверждение этой мысли Толстой подвер­ гает критике сравнение Ламартином капель воды, падаю­ щих с весел в море, с жемчугом, падающим в серебряный таз, и выводит для себя правило: «сравнение употребляется: или чтобы, сравнивая худшую вещь с лучшей, показать, как хороша описываемая вещь, или, сравнивая необыкновенную вещь с обыкновенной, чтобы дать о ней ясное понятие» (1, 179). Такая наблюдательность писателя дает возможность Толстому отнестись критически к «блестящим» эпитетам. «Бирюзовые и бриллиантовые глаза, золотые и серебряные волосы, коралловые губы, золотое солнце, серебряная луна, яхонтовое море, бирюзовое небо и т. д. встречаются часто (?) Скажите по правде, бывает ли что-нибудь подобное! ...Я никогда не видал губ кораллового цвета, но видал кирпич­ ного;—глаз бирюзового, но видал цвета распущенной синьки и писчей бумаги» (1, 178—179). Таким образом, художествен­ ным определением эпитет становится при условии его дос­ товерности. * Подчеркнуто Толстым. 197

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=