ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Л. Н. ТОЛСТОЙ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И. Е. ГРИНЕВА (Тула) РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ПУШКИНА В ПРОЗЕ ТОЛСТОГО 50-х ГОДОВ Пушкин и Толстой — две вершины реализма XIX в., от­ разившие две эпохи развития русской жизни. Сопоставление двух величайших художников слова воз­ можно на основе изучения общереалистических традиций, определяющих художественное воспроизведение жизни, при этом и выявится рельефнее то оригинальное, своеобразное, неповторимое, что присуще каждому из гениев. В таком смысле можно говорить о продолжении пушкинских тради­ ций Толстым. Фундаментальные труды Н. Н. Гусева 1 содержат инте­ ресные сведения о Толстом — читателе Пушкина. На протя­ жении всей долгой жизни Толстого сочинения Пушкина были его спутниками и хотя воспринимались в разные годы по-разному, всегда производили на него, по собственному выражению Толстого, «огромное» или «очень большое» впе­ чатление. Можно думать, что Толстой начал испытывать воз­ действие Пушкина рано, еще в то время, когда у него не мог­ ло быть твердой решимости стать писателем. Естественно, что и осознавать такое влияние как литературное он не мог, но «лучи поэзии Пушкина озаряли сознание Льва Толстого еще на утренней заре его жизни» 2. Дневники и записные книжки Толстого 1850-х гг. дают нам основание утверждать, что с этого времени Толстой соз­ нательно стремится продолжать пушкинские традиции, ак­ тивно борясь за реализм. С начала 50-х гг. высказывания о том, как должно писать, составляют часть правил жизни мо­ лодого Толстого, все еще не считавшего себя профессиональ­ ным литератором. 196

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=