ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Л. Н. ТОЛСТОЙ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И. Е. ГРИНЕВА (Тула) РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ПУШКИНА В ПРОЗЕ ТОЛСТОГО 50-х ГОДОВ Пушкин и Толстой — две вершины реализма XIX в., от разившие две эпохи развития русской жизни. Сопоставление двух величайших художников слова воз можно на основе изучения общереалистических традиций, определяющих художественное воспроизведение жизни, при этом и выявится рельефнее то оригинальное, своеобразное, неповторимое, что присуще каждому из гениев. В таком смысле можно говорить о продолжении пушкинских тради ций Толстым. Фундаментальные труды Н. Н. Гусева 1 содержат инте ресные сведения о Толстом — читателе Пушкина. На протя жении всей долгой жизни Толстого сочинения Пушкина были его спутниками и хотя воспринимались в разные годы по-разному, всегда производили на него, по собственному выражению Толстого, «огромное» или «очень большое» впе чатление. Можно думать, что Толстой начал испытывать воз действие Пушкина рано, еще в то время, когда у него не мог ло быть твердой решимости стать писателем. Естественно, что и осознавать такое влияние как литературное он не мог, но «лучи поэзии Пушкина озаряли сознание Льва Толстого еще на утренней заре его жизни» 2. Дневники и записные книжки Толстого 1850-х гг. дают нам основание утверждать, что с этого времени Толстой соз нательно стремится продолжать пушкинские традиции, ак тивно борясь за реализм. С начала 50-х гг. высказывания о том, как должно писать, составляют часть правил жизни мо лодого Толстого, все еще не считавшего себя профессиональ ным литератором. 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=