ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
б) «скрытые», неразвернутые формы несобственно-пря мой речи, разнообразные по структуре и богатые со стороны лексико-фразеологического оформления. Тот и другой типы несобственно-прямой речи при об щем подчинении их строю авторского повествования обла дают определенными лексико-фразеологическими приметами и грамматическими особенностями, что было показано в процессе анализа текстов. Гораздо чаще писатель пользуется «скрытыми» формами несобственно-прямой речи: в подвергнутых анализу произ ведениях выявлено 32 случая употребления этих форм. Обобщим также комментарии, посвященные функциям вариантов несобственно-прямой речи. Эти функции, по на шему мнению, сводятся к трем основным: 1. КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНАЯ. В этом случае несобственно-прямая речь служит одним из средств создания характеристики, раскрытия образа. Особенную привлекательность и необходимость она приобретает для такого мастера, как Толстой, с сложными судьбами его ге роев и «рассыпанными» характеристиками. Толстой, как известно, лепит образ из многих деталей па протяжении всего повествования. Вместе с другими средствами воспроизведения внутреннего мира персонажа несобственно-прямая речь открывает в нем какие-то новые стороны, качества характера, свойства натуры. Особенную силу приобретает этот прием, как уже отмечалось, в мо менты острого духовного кризиса героев, когда совершают ся поворотные этапы в их судьбе или когда передаются очень важные для героя мысли, в которых сущность его ха рактера проявляется наиболее ярко. 2. ОЦЕНОЧНО-ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ. В этой функ ции несобственно-прямая речь используется для выражения авторского отношения к герою. Известно, что средства речевой характеристики разно образны и разнотипны. Но несобственно-прямая речь яв ляется наиболее экономным из них, сгущенным, эффектив ным. В самом деле, для оценки говорящего в системе пря мой речи нужно развертывать авторские комментарии опре делительного, обстоятельственного или иного характера. Изложение материала высказываний приемами косвенной речи страдает трудно преодолимой сухостью; выражение от ношения к этому материалу требует дополнительных обоб щений, умозаключений. А выразительные, необычные в но вом тексте, живые речевые сгустки сразу «выдают» физио номию персонажа и освещаются авторской оценкой. 3. ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛЕВАЯ. «Отголоски» речевой манеры персонажа могут служить для оживления повество вания, придания ему особого колорита. При помощи допол 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=