ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

б) «скрытые», неразвернутые формы несобственно-пря­ мой речи, разнообразные по структуре и богатые со стороны лексико-фразеологического оформления. Тот и другой типы несобственно-прямой речи при об­ щем подчинении их строю авторского повествования обла­ дают определенными лексико-фразеологическими приметами и грамматическими особенностями, что было показано в процессе анализа текстов. Гораздо чаще писатель пользуется «скрытыми» формами несобственно-прямой речи: в подвергнутых анализу произ­ ведениях выявлено 32 случая употребления этих форм. Обобщим также комментарии, посвященные функциям вариантов несобственно-прямой речи. Эти функции, по на­ шему мнению, сводятся к трем основным: 1. КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНАЯ. В этом случае несобственно-прямая речь служит одним из средств создания характеристики, раскрытия образа. Особенную привлекательность и необходимость она приобретает для такого мастера, как Толстой, с сложными судьбами его ге­ роев и «рассыпанными» характеристиками. Толстой, как известно, лепит образ из многих деталей па протяжении всего повествования. Вместе с другими средствами воспроизведения внутреннего мира персонажа несобственно-прямая речь открывает в нем какие-то новые стороны, качества характера, свойства натуры. Особенную силу приобретает этот прием, как уже отмечалось, в мо­ менты острого духовного кризиса героев, когда совершают­ ся поворотные этапы в их судьбе или когда передаются очень важные для героя мысли, в которых сущность его ха­ рактера проявляется наиболее ярко. 2. ОЦЕНОЧНО-ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ. В этой функ­ ции несобственно-прямая речь используется для выражения авторского отношения к герою. Известно, что средства речевой характеристики разно­ образны и разнотипны. Но несобственно-прямая речь яв­ ляется наиболее экономным из них, сгущенным, эффектив­ ным. В самом деле, для оценки говорящего в системе пря­ мой речи нужно развертывать авторские комментарии опре­ делительного, обстоятельственного или иного характера. Изложение материала высказываний приемами косвенной речи страдает трудно преодолимой сухостью; выражение от­ ношения к этому материалу требует дополнительных обоб­ щений, умозаключений. А выразительные, необычные в но­ вом тексте, живые речевые сгустки сразу «выдают» физио­ номию персонажа и освещаются авторской оценкой. 3. ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛЕВАЯ. «Отголоски» речевой манеры персонажа могут служить для оживления повество­ вания, придания ему особого колорита. При помощи допол­ 181

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=