ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

— Потому что ома никогда не любила его, а только всем уши прожужжала своей любовью, желая выйти замуж за богатого че­ ловека,— прибавляла Мими, задумчиво вздыхая, как бы говоря: «не то бы сделали для него некоторые люди, если бы он сумел оценить их». Некоторые люди были несправедливы к Авдотье Васильевне... (в том и другом случае «некоторые люди» выделено курсивом). («Юность», т. I, стр. 308). Как уже отмечалось, типичные для миропонимания и речи героя слова и сочетания слов, используемые Толстым в качестве «вкраплин» чужой речи, обычно выдают себя яркими лексико-фразеологическими признаками. Их часто усиливают морфологические приметы разговорного, просто­ речного, диалектного или жаргонного словаря. Сошлемся на такие примеры: Володя, которого еще утром я просил ехать вместе, чтобы мне было не так неловко одному, отказался под предлогом, что это было бы слишком чувствительно, что два братца ездят вместе на одной пролеточке. («Юность», т. I, стр. 224). ...и он попросил Ш . одолжить ему папиросочку. («Рубка леса», т. II, стр. 71). Намеренно вводя подлинные слова персонажей с умень­ шительными суффиксами, Толстой выделяет их курсивом. Ср. также подчеркнутые автором морфологические ва­ рианты диалектно-просторечного характера: Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отво­ ряла голубой сундук, на крышке которого снутри — как теперь помню — были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи... («Детство», т. I, стр. 38). Слово снутри, введенное в авторское повествование, безу­ словно принадлежит Наталье Савишне, о которой идет речь. Столярова жена позвала куму и в эту ночь, не спамиш, выпи­ ла с ней весь чай, который запасла себе на неделю. («Поликушка», стр. 330). На основе приведенного иллюстративного материала, комментирования его и группировки сделаем общие вы­ воды. Несобственно-прямая речь выступает в произведениях Л. Н. Толстого раннего периода в разнообразных формах, которые в основном сводятся к двум разновидностям: а) развернутая форма, отличающаяся известной дли­ тельностью, композиционной самостоятельностью и четко­ стью границы между нею и авторским контекстом, что обусловливает активные возможности ее использования для передачи внутреннего и внешнего монолога; 180

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=