ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
прямой речи. По характеру отношений с авторской речью их можно назвать «растворенными» или «скрытыми». В данном случае писатель не воспроизводит всего строя речи персонажа, а лишь вкрапливает элементы этой речи. Пос ледние могут быть представлены или отдельными членами предложения, или словами, синтаксически не связанными с ними, и образуют органическое единство с речью автора. О наличии чужой речи в контексте авторского повествова ния мы узнаем главным образом по лексико-семантическому составу его: «скрытая» несобственно-прямая речь персонажа формируется чаще всего из эмоционально-оценочных слов. Не без оснований И. И. Ковтунова делает такое заключе ние: «...этот тип несобственно-прямой речи может быть наз ван лексико-фразеологическим»7. Вот пример «внедрения» элементов чужой речи в автор ский текст «Казаков» (воспроизведение размышлений Оле нина): «А ведь я еще остался должен Морелю, кроме Шевалье», — вспоминалось ему; и представляется вся ночь, в которой он ему задолжал столько. Это была попойка с цыганами, которую затея ли проезжие из Петербурга: Сашка Б. * ** , флигель-адъютант, и князь Д * * * , и этот важный старик... (т. I I I , стр. 154). И почему они так довольны собой, эти господа, — подумал он... Авторское повествование в этом отрывке обрамляется прямой речью героя. Но и в самом «толстовском» тексте ясно слышен живой голос персонажа, что достигается вве дением в строй авторской речи слов и выражений, свойст венных герою (ср. фамильярное «Сашка Б.» и индивидуаль но-оценочное «этот важный старик»). Толстой иногда прямо обозначает принадлежность тех или иных слов герою, указывает их адрес, пользуясь спе циальным комментарием или графическими средствами вы деления подобных слов. Вот несколько примеров из трило гии «Детство. Отрочество. Юность». Налево от двери были две полочки: одна — наша, детская, другая — Карла Ивановича, собственная. На нашей были всех сортов книги — учебные и неучебные... все туда же, бывало, нажмешь и всунешь, когда прикажут перед рекреацией привести в порядок библиотеку , как громко называл Карл Иванович эту по лочку. Коллекция книг на собственной, если не была так велика, как на нашей, то была еще разнообразнее. ...На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с од ной стороны висели две линейки: одна — изрезанная, наша, дру гая — новенькая, собственная, употребляемая им более для по ощрения, чем для линования... (Т. I, стр. 5 и 7). Намеренно вводя подлинные слова Карла Ивановича (полочка собственная, линейка собственная, библиотека) в ткань своего повествования, Толстой выделяет их курси- 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=