ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
но-прямая речь перебивается авторскими замечаниями и снова возобновляется, начинаясь предложением «Три пол тысячи рублев повезет он за своею пазухой»... и т. д. О несобственно-прямой речи свидетельствует прежде всего смена временного плана сравнительно с авторским повествованием: характерное для повествовательного сти ля речи прошедшее время сменяется настоящим (едет, до веряет, ездит) и будущим временем (захочет, поедет, сде лает, привезет), употребленными в своей обычной функции, Личные местоимения 3-го лица имеют значение 1-го ли ца, что резко выделяет несобственно-прямую речь из кон текста. И в то же время употребление личного местоимения в 3-ем лице создает единую синтаксическую однородность повествования, спаянность несобственно-прямой речи с ав торским контекстом. Своеобразный подбор лексики и грамматических форм, свойственных речи героя (ср.: тыкали, приказчицкая, три полтысячи рублев, за пазухой, важивали, как дворник ка кой) также способствует выделению несобственно-прямой речи из контекста. Несобственно-прямая речь позволяет автору раскрыть какие-то новые стороны, качества характера, изменения во взглядах героя под воздействием обстановки. Врывается эта речь в повествование -— и мы узнаем, что робкий, заби тый Поликей, которого «всегда тыкали туда, где похуже», обладает чувством собственного достоинства («и барыня ему доверяет»; «три полтысячи рублев повезет он за своею пазухой», мечтательностью с выражением своеобразного дерзкого протеста («Захочет, повернет Барабана вместо до ма к Оресту...») и на почве подогреваемого ощущения дос тоинства — наивной, простодушной хвастливостью («едет как дворник какой», «будет говорит, что и не такие деньги важивали»). Всего этого мы ранее не обнаруживали в По- ликее. Открытие новых проявлений характера и обеспечи вает умело включенная в повествование несобственно-пря мая речь. Кроме того, благодаря особой «наполненности», экс прессивности нового речевого средства мы ясно ощущаем, что симпатии автора отданы герою. Мучительное сострада ние, теплое сочувствие романтическим надеждам встрях нувшегося Поликея, беззлобное, отеческое снисхождение к его слабости — хвастовству освещают изнутри весь поток повествования. Приведем другой характерный пример развернутой несобственно-прямой речи из повести «Казаки». Передавая внутреннее состояние, теснящиеся воспоминания, мечты, грезы Дмитрия Андреевича Оленина, порвавшего со «све том» и едущего на Кавказ, автор искусно вплетает в ткань 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=