ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Во-вторых, регистрируются случаи смешения прямой речи с косвенной, типа: Я стал его расспрашивать, откуда и как и что он, и ско­ ро узнал, что он земляк мне, тульский..., что из их села каждый год сюда артели ямщиков ходят... и что жить бы хорошо, «да кульеры оченно звери, да и народ здесь все ругатель» (Л. Н. Толстой. Метель, т. 2, стр. 236). Особым приемом слияния двух речевых планов автора и героя является так называемая художественная или живо­ писная косвенная речь, в которую вливаются образные сло­ ва и обороты, свойственные речи героя, например: ...Я достал потихоньку десятирублевую бумажку и, по­ дозвав к себе человека, дал ему деньги и шепотом... .ска­ зал ему, чтоб он принес пожалуйста, уже еще полбутылоч­ ку шампанского (Детство. Отрочество. Юность, т. 1, стр. 215). И, наконец, в качестве особого приема взаимодействия речи автора и героя нужно указать несобственно-прямую речь. Сущность ее, как известно, состоит в том, что она представляет собой прием авторского повествования, в ко­ тором в той или иной мере сохраняются лексические, и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для чужой речи. Поскольку несобственно-прямая речь не является непо­ средственной передачей чьей-то речи, а принадлежит речи автора, рассказчика, постольку в ней нельзя видеть дослов­ ного, как в прямой речи, воспроизведения чужого высказы­ вания. «...В несобственно-прямой речи автор, по сущест­ ву, не передает речи или мыслей своего персонажа, а гово­ рит или думает за него» 4. В отличие от прямой и косвенной речи, несобственно­ прямая речь не имеет своей типичной или стандартной син­ таксической формы. Она входит в состав авторского повест­ вования обычно в форме ряда самостоятельных предложе­ ний или отдельных словосочетаний и слов. Несобственно-прямая речь имеет ряд преимуществ перед другими способами передачи чужой речи. Не будучи ско­ вана структурными особенностями косвенной речи с прису­ щей ей сухостью, несобственно-прямая речь «способна пол­ нее, точнее передать характерные особенности речи персо­ нажа, в частности ее эмоциональную окраску (восклица­ тельные предложения, риторический вопрос и т. д . ) »5. Сравнительно с прямой речью несобственно-прямая речь является не только средством передачи мыслей, на­ строений героя, но одновременно выражает и авторскую оценку, его отношение к герою. Целью настоящей работы является анализ форм выра­ 172

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=