ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
В. М. ЦАПНИКОВА (Тула) НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО Изучая язык и стиль писателей, исследователь неиз бежно сталкивается с разнообразными формами взаимодей ствия между авторским повествованием и речью персона жей. Не раз отмечалось, что искусство гибкого и свободного соединения этих двух речевых планов впервые проявилось в произведениях Пушкина. В дальнейшем приемы творче ского комбинирования речи автора и речи персонажей со вершенствовались, усложнялись. «После Пушкина русские писатели (прежде всего следует указать Гоголя, Льва Тол стого и Достоевского), каждый по-разному, развивали этот творческий принцип»1. Причиной послужило растущее вни мание к внутреннему миру героя. Благодаря «открытию» и совершенствованию новых приемов авторское повествова ние у ряда писателей приобретало своеобразную «субъек тивную многоцланность», по выражению ак. В. В. Виногра дова, под которой понимается такое явление, «когда пове ствование беспрестанно перемещается из сферы сознания одного персонажа в сферу сознания другого персонажа, когда события описываются сквозь призму восприятия того или иного действующего лица»2. Исследователями выделяется целый ряд приемов совме щения субъектных планов автора и героя. Отмечается, во- первых, авторское описание со словами и оборотами речи самого персонажа, которые нередко выделяются кавычка ми. Например: Фоке приказано было затворить все двери в комнате. Меня это очень забавляло, «как будто все спрятались от ко го-нибудь» (Л. Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность) 3. 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=