ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Уменьшительные образования используются автором и для создания оригинальных сравнений, ярких эпитетов, , фразеологических оборотов. Для каждого героя, кроме обычного определения, Толстой находил точные эпитеты, которые имеют и внутренний смысл, проникающий в глу­ бину характера: странная, маленькими шажками походка отца («Детство», т. 1, стр. 32), тоненький, отчетливый смех Устеньки («Казаки», т. 3, стр. 257), чудесная свеженькая ба- рышня Лиза («Два гусара», т. 2, стр. 313), остренькая бородка Юхванки («Утро помещика», т. 2, стр. 333) и т. д. Превратилось в распространенный эпитет и уменьшитель­ ное прилагательное «хорошенький»: хорошенький юноша, хорошенький прапорщик, хорошенькая головка, хорошень­ кая женщина, хорошенькая карета и т. д. Слова с суффиксами субъективной оценки занимают вид­ ное место в структуре сравнений. Одни сравнения писа­ тель черпает из народной речи, другие создает сам: «побе­ жала на гс|ру, как козочка, прыгает» («Кавказский плен­ ник»), «хожу перед ним, как куренок мокрый» («Власть тьмы», т. XI, стр. 63). В конструкциях сравнений оценочные слова занимают различное место: 1) могут включаться в обе части фразы, основную и вос­ производящую сравнение: ...«глазенки так и блестят, как звездочки («Кавказский пленник», т. 10, стр. 169); «...даром что тоненький, молоденький, как девушка крас­ ная» («Записки маркера», т. 2, стр. 96). 3) Оценочные слова составляют ядро формируемого сравнения. Они присоединяются к основной части предло­ жения с помощью союза «как» или выражаются творитель­ ным падежом существительного: «Как на ладонке перед ним степь и крепость» («Кавказ­ ский пленник», т. 10, стр. 172); «Грап был мальчик... с птичьей рожицей» («Детство, отрочество и юность», т. 1, стр. 62). 3) Оценочное слово вводится в основную часть фразы, согласуясь по смыслу с семантическим значением сравни­ ваемого слова: « Ножища в икре, как бревно, толстая» («Чем люди живы», т. 10, собр. соч. в 12-ти томах, 1958 г., стр. 40). Если учесть, что сравнения сами по себе обладают бо­ гатыми выразительными возможностями, то получается как бы удвоение образных средств при характеристике собы­ тия, лица или наблюдаемого явления. Оценочные слова выступают стержневыми центрами и в афористических изречениях, фразеологических оборотах и устойчивых сочетаниях, в чем не могли не сказаться также неразрывная связь художника с народным языком и глубо­ 169

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=