ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Уменьшительные образования используются автором и для создания оригинальных сравнений, ярких эпитетов, , фразеологических оборотов. Для каждого героя, кроме обычного определения, Толстой находил точные эпитеты, которые имеют и внутренний смысл, проникающий в глу бину характера: странная, маленькими шажками походка отца («Детство», т. 1, стр. 32), тоненький, отчетливый смех Устеньки («Казаки», т. 3, стр. 257), чудесная свеженькая ба- рышня Лиза («Два гусара», т. 2, стр. 313), остренькая бородка Юхванки («Утро помещика», т. 2, стр. 333) и т. д. Превратилось в распространенный эпитет и уменьшитель ное прилагательное «хорошенький»: хорошенький юноша, хорошенький прапорщик, хорошенькая головка, хорошень кая женщина, хорошенькая карета и т. д. Слова с суффиксами субъективной оценки занимают вид ное место в структуре сравнений. Одни сравнения писа тель черпает из народной речи, другие создает сам: «побе жала на гс|ру, как козочка, прыгает» («Кавказский плен ник»), «хожу перед ним, как куренок мокрый» («Власть тьмы», т. XI, стр. 63). В конструкциях сравнений оценочные слова занимают различное место: 1) могут включаться в обе части фразы, основную и вос производящую сравнение: ...«глазенки так и блестят, как звездочки («Кавказский пленник», т. 10, стр. 169); «...даром что тоненький, молоденький, как девушка крас ная» («Записки маркера», т. 2, стр. 96). 3) Оценочные слова составляют ядро формируемого сравнения. Они присоединяются к основной части предло жения с помощью союза «как» или выражаются творитель ным падежом существительного: «Как на ладонке перед ним степь и крепость» («Кавказ ский пленник», т. 10, стр. 172); «Грап был мальчик... с птичьей рожицей» («Детство, отрочество и юность», т. 1, стр. 62). 3) Оценочное слово вводится в основную часть фразы, согласуясь по смыслу с семантическим значением сравни ваемого слова: « Ножища в икре, как бревно, толстая» («Чем люди живы», т. 10, собр. соч. в 12-ти томах, 1958 г., стр. 40). Если учесть, что сравнения сами по себе обладают бо гатыми выразительными возможностями, то получается как бы удвоение образных средств при характеристике собы тия, лица или наблюдаемого явления. Оценочные слова выступают стержневыми центрами и в афористических изречениях, фразеологических оборотах и устойчивых сочетаниях, в чем не могли не сказаться также неразрывная связь художника с народным языком и глубо 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=