ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

белых панталончиках и крошечных черных башмачках. На беленькой шейке была черная бархатная ленточка; головка вся была в темнорусых кудрях, которые спереди так хорошо шли к ее прекрасному личику, а сзади к голым плечикам... Казалось, она так и родилась с этой курчавой головкой. Поразительной чертой в ее лице была необыкновенная ве­ личина выпуклых полузакрытых глаз, которые составляли... контраст с крошечным ротиком... («Детство», т. 1, стр. 65). Иногда автор уже в одном описании дает законченный портрет героя, но гораздо чаще отдельные, наиболее выра­ зительные черты внешности рассеяны по разным частям произведения и как бы движутся вместе с развитием само­ го действия. На каждом новом этапе появляются новые де- дали портрета или повторяются несколько раз уже подме­ ченные, оттеняя в образе жизненно ощутимое. Уменьшитель­ ные образования при этом делают портрет ярким и запоми­ нающимся. Автор не раз подчеркивает, например, в порт­ рете Сонечки (Детство, отрочество и юность) ее «кро­ шечные ножки», «носик», «личико», «кудряшки»; у Катень- ки— «крошечные ямочки», «розовенькие прозрачные щеч­ ки», «беленькие ручки», сосредоточив всю оценку ее облика в названии «чистенькой девочки». Способность писателя оценить героя одним словом, се­ мантически содержащим оценочное качество, усиливает об­ разное представление о действующем лице: «А Сонеч- ка-то какая милочка?!» (т. I, стр. 72); «Вот Михайлов... так это душка человек» (т. 2, стр. 127); «Хан-Магома был весельчак, кутила, не знавший, куда деть избыток жизни... (т. 14, стр. 65). Наиболее яркими компонентами описания внешнего ви­ да героев являются согласованные определения: «Устенька, пухленькая, румяненькая, хорошенькая... вбежала в хату Белецкого за тарелками» («Казаки», стр. 239); «Сам Белец­ кий, хорошенький, чистенький, лежал в одном белье на кро­ вати и читал» (там же, стр. 239); «Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати» (т. 10, стр. 155); «Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Лю­ бочка» (т. 1, стр. 8). Как видно из этих примеров, оценочные определения употребляются Толстым обычно как обособленные (это свойственно писательской манере художника) и использу­ ются либо для акцентировки содержания, либо для качест­ венного выделения определяемого лица или предмета. Та­ кая постпозитивная постановка определений, благодаря ин­ тонационно расчлененному составу предложения, способст­ вует легкости восприятия описания, а заключенная в умень­ шительных прилагательных оценка делает образ особенно рельефным. 166

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=