ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
белых панталончиках и крошечных черных башмачках. На беленькой шейке была черная бархатная ленточка; головка вся была в темнорусых кудрях, которые спереди так хорошо шли к ее прекрасному личику, а сзади к голым плечикам... Казалось, она так и родилась с этой курчавой головкой. Поразительной чертой в ее лице была необыкновенная ве личина выпуклых полузакрытых глаз, которые составляли... контраст с крошечным ротиком... («Детство», т. 1, стр. 65). Иногда автор уже в одном описании дает законченный портрет героя, но гораздо чаще отдельные, наиболее выра зительные черты внешности рассеяны по разным частям произведения и как бы движутся вместе с развитием само го действия. На каждом новом этапе появляются новые де- дали портрета или повторяются несколько раз уже подме ченные, оттеняя в образе жизненно ощутимое. Уменьшитель ные образования при этом делают портрет ярким и запоми нающимся. Автор не раз подчеркивает, например, в порт рете Сонечки (Детство, отрочество и юность) ее «кро шечные ножки», «носик», «личико», «кудряшки»; у Катень- ки— «крошечные ямочки», «розовенькие прозрачные щеч ки», «беленькие ручки», сосредоточив всю оценку ее облика в названии «чистенькой девочки». Способность писателя оценить героя одним словом, се мантически содержащим оценочное качество, усиливает об разное представление о действующем лице: «А Сонеч- ка-то какая милочка?!» (т. I, стр. 72); «Вот Михайлов... так это душка человек» (т. 2, стр. 127); «Хан-Магома был весельчак, кутила, не знавший, куда деть избыток жизни... (т. 14, стр. 65). Наиболее яркими компонентами описания внешнего ви да героев являются согласованные определения: «Устенька, пухленькая, румяненькая, хорошенькая... вбежала в хату Белецкого за тарелками» («Казаки», стр. 239); «Сам Белец кий, хорошенький, чистенький, лежал в одном белье на кро вати и читал» (там же, стр. 239); «Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати» (т. 10, стр. 155); «Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Лю бочка» (т. 1, стр. 8). Как видно из этих примеров, оценочные определения употребляются Толстым обычно как обособленные (это свойственно писательской манере художника) и использу ются либо для акцентировки содержания, либо для качест венного выделения определяемого лица или предмета. Та кая постпозитивная постановка определений, благодаря ин тонационно расчлененному составу предложения, способст вует легкости восприятия описания, а заключенная в умень шительных прилагательных оценка делает образ особенно рельефным. 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=