ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

«...я, целуя маленькую, сухую ручку княгини, с чрезвы­ чайной ясностью воображал в этой руке розгу...» («Детст­ во», стр. 54). — Ах, гпа bonne tante,— кинув быстрый взгляд на папа, добреньким голоском отвечала княгиня («Детство», стр. 53). Смысловую значимость понятий нередко снижает и при­ соединение оценочных суффиксов к словам, номинативно не требующим субъективного толкования. К ним принадле­ жат прежде всего заимствованные слова: балик (петербург­ ский), графчик, франтик, интрижка и т. д. Итак, эмоциональная окрашенность слов в художествен­ ном повествовании отличается меньшей определенностью в сравнении с понятийным содержанием 4. В языковом плане она является четкой и прямо указывает на ласкательный или уничижительный оттенок в значении; в речевом же пла­ не эмоциональный оттенок можно варьировать, создавая лексико-семантические разновидности одного и того же слова. * ♦ * Оценочные образования потенциально содержат в сво­ ей семантике богатые выразительные способности и образ­ ные свойства. В языке Л. Н. Толстого они служат разно­ образным художественным целям: созданию портретных за­ рисовок, детализации окружающей обстановки и быта, опи­ санию природы, передаче чувств героя и т. д. Сгущение уменьшительной лексики в текстах портрет­ ных характеристик наблюдается главным образом при опи­ сании детей или симпатичных писателю персонажей. Осо­ бенности внешнего облика передаются через зрительное, слуховое, обонятельное восприятие характерных черт ге­ роя, его занятий, событий в его жизни. Оценочные лексемы раскрывают настроение и интересы героя. Наглядным примером тонкого сплетения интимных пе­ реживаний вместе с яркой портретной зарисовкой служит мастерская передача художником чувства «первой любви»: «Нагнувшись над червяком, Катенька сделала это самое движение, и в то же время ветер поднял косыночку с ее беленькой шейки. Плечико во время этого движения было на два пальца от моих губ... Я не спускал глаз с Катеньки. Я давно уже привык к ее свеженькому, белокуренькому ли­ чику и всегда любил его» («Детство», т. 1, стр. 28). С воспроизведением лица гармонирует и описание одежды: «...из закутанной особы вышла чудесная двенадцатнлет- няя девочка, в коротеньком, открытом кисейном платьице „ 165

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=