ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
«...я, целуя маленькую, сухую ручку княгини, с чрезвы чайной ясностью воображал в этой руке розгу...» («Детст во», стр. 54). — Ах, гпа bonne tante,— кинув быстрый взгляд на папа, добреньким голоском отвечала княгиня («Детство», стр. 53). Смысловую значимость понятий нередко снижает и при соединение оценочных суффиксов к словам, номинативно не требующим субъективного толкования. К ним принадле жат прежде всего заимствованные слова: балик (петербург ский), графчик, франтик, интрижка и т. д. Итак, эмоциональная окрашенность слов в художествен ном повествовании отличается меньшей определенностью в сравнении с понятийным содержанием 4. В языковом плане она является четкой и прямо указывает на ласкательный или уничижительный оттенок в значении; в речевом же пла не эмоциональный оттенок можно варьировать, создавая лексико-семантические разновидности одного и того же слова. * ♦ * Оценочные образования потенциально содержат в сво ей семантике богатые выразительные способности и образ ные свойства. В языке Л. Н. Толстого они служат разно образным художественным целям: созданию портретных за рисовок, детализации окружающей обстановки и быта, опи санию природы, передаче чувств героя и т. д. Сгущение уменьшительной лексики в текстах портрет ных характеристик наблюдается главным образом при опи сании детей или симпатичных писателю персонажей. Осо бенности внешнего облика передаются через зрительное, слуховое, обонятельное восприятие характерных черт ге роя, его занятий, событий в его жизни. Оценочные лексемы раскрывают настроение и интересы героя. Наглядным примером тонкого сплетения интимных пе реживаний вместе с яркой портретной зарисовкой служит мастерская передача художником чувства «первой любви»: «Нагнувшись над червяком, Катенька сделала это самое движение, и в то же время ветер поднял косыночку с ее беленькой шейки. Плечико во время этого движения было на два пальца от моих губ... Я не спускал глаз с Катеньки. Я давно уже привык к ее свеженькому, белокуренькому ли чику и всегда любил его» («Детство», т. 1, стр. 28). С воспроизведением лица гармонирует и описание одежды: «...из закутанной особы вышла чудесная двенадцатнлет- няя девочка, в коротеньком, открытом кисейном платьице „ 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=