ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Не трудно понять, что здесь повторяющийся образный элемент вызывается не потребностью доказательств, а худо­ жественной типизацией. Примеров таких повторов, своеобразных «подхватов», по выражению акад. Виноградова, в трилогии очень много. * * * Итак, мы установили, что Толстой в своих ранних произ­ ведениях широко, свободно пользуется постоянными повто­ рениями и целыми рядами их, сгущенными и сквозными, концентрированными и распределенными. Они создают особъш колорит подчеркнутых деталей, убедительность до­ казательств, спаянность характеристик. Это не «комочки» невычищенной грязи, а сгустки реалистического письма. Очень редко можно обнаружить в тексте немотивирован­ ные скопления повторяющихся членов (нами обнаружено в трилогии всего 6 таких примеров). Группировки или сквозные цепи повторений используют­ ся автором с различными идейно-творческими задачами. Легко устанавливаются такие функции постоянных повторе­ ний: 1) художественная (излюбленные определения), логи­ ческая (опорные пункты рассуждений), композиционная (постоянные штрихи характеристик) и комментирующая (глаголы — скрепы речевых и пространственных отно­ шений) . Скопления или соседние гнезда повторяющихся членов легко подвергаются синонимизации. При этом возникают самые различные комбинации синонимизирующих средств, что усиливает, во-первых, рельефность самих повторов, а во-вторых, живость и художественную полноту изображения. ПРИМЕЧАНИЯ 1. П. Щ е б а л ь с к и й . («Русский вестник», 1868 г., № 1). 2. «Сын отечества», 1870 г., № 3. 3. «Толстой как художник», 2-е изд., 1905 г. 4. А. И. Еф и м о в . О языке художественных произведений. Учпедгиз, 1954 г., стр. 113. 5. Т а м ж е , стр. 116. 6. В. В. В и н о г р а д о в . О языке J1. Толстого (50—60 гг .). «Литера­ турное наследство», 1939 г. 7. М. Г о р ь к и й . История русской литературы, 1909 г., стр. 123. 8. Соч., т. 1, стр. 177— 179 (вторая редакция «Детства»). 11 Заказ 8881

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=