ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
цепи аналогий и сопоставлений с повторяющимися членами является рассуждение автора о любви красивой (глава «Лю бовь») . Любовь красивая заключается в любви красоты самого чувства и его выражения. Для людей, которые так любят,— любимый предмет любезен только настолько, насколько он возбуждает то приятное чувство, сознанием и выражением которого они наслаждаются. Люди, которые любят красивой любовью, очень мало заботятся о взаимности, как об об стоятельстве, не имеющем никакого влияния на красоту и приятность чувства. Они часто переменяют предметы своей любви, так как их главная цель состоит только в том, что бы приятное чувство любви было постоянно возбуждаемо. Для того чтобы поддержать в себе это приятное чувство, они постоянно в самых изящных выражениях говорят о сво ей любви как самому предмету, так и всем тем, кому даже н нет до этой любви никакого дела». Это типичный прием «распластывания» и проверки поло жений, оценок. Для этого обобщающие оценки нужно повто рять. И действительно, опорный пункт рассуждения— люби мый предмет — повторяется с небольшой вариацией триж ды, а другой — приятное чувство — даже 4 раза. Внешняя запутанность рассуждения при вдумчивом чтении исчезает именно благодаря «аккордам» — подчеркнутым элементам. Вот пример условно-следственных повторов (из главы «Я ознакамливаюсь»): «Как часто бывает, что вы года видите семейство под одной и той же ложной завесой приличия, и истинные от ношения его членов остаются для вас тайной (я даже заме чал, что чем непроницаемее и потому красивее эта завеса, тем грубее бывают истинные, скрытые от вас отношения». После изложения нового условия—ожесточенного спора в семействе—Толстой пишет: «...и вдруг, к ужасу самих спорящих и к удивлению при сутствующих, все истинные, грубые отношения вылезают наружу, завеса... праздно болтается...». Прием публицистического развертывания речи здесь ор ганически слит с художественным повествованием и уси лен сквозным тропом. Выделяем еще разновидность повторения в художествен ных комментариях (не в рассуждениях)—прием своеобраз ного рефрена. В упомянутой уже главе читаем: «Часто не так больно со всего размаху удариться голо вой о притолоку, как чуть-чуть, легонько дотронуться до наболевшего, натруженного места. И такое натруженное, больное место бывает почти в каждом семействе. В семей стве Нехлюдовых такое натруженное место была любовь Дмитрия к Любови Сергеевне». 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=