ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

не «Война и мир», даже в «Анне Карениной» дело обстоя- ..ло иначе. Князь Андрей — «небольшого роста, красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», виконт — «высокий миловидный, с мягкими чертами и приемами, молодой человек», / Долохов — «человек среднего роста, курчавый, с светлы­ ми голубыми глазами», графиня Нордстон — «сухая, желтая, с черными блестя­ щими глазами, болезненная и нервная женщина», Лидия Ивановна — «высокая, полная женщина с нездо­ рово желтым цветом лица и прекрасными задумчивыми черными глазами», адвокат — «маленький, коренастый, плешивый человек с черно-рыжеватой бородой, светлыми длинными бровями и нависшим лбом» и т. д. и т. п. Не классово-определяющие, а признаки характерные, особенные здесь на первом плане. Это полностью соответ­ ствует идейной позиции Толстого в пору писания «Войны и мира» и до некоторой степени «Анны Карениной». При­ надлежность к тому или иному сословию сама по себе тог­ да не предопределяла еще отношения писателя к своему герою. Авторские симпатии и антипатии в большей мере основывались на внутренних качествах человека. Эти внут­ ренние качества, в глазах Толстого, и обусловливали глав­ ным образом его общественную ценность. Для Толстого — автора «Воскресения» — существенное в человеке заключается уже в самой его принадлежности к определенному сословию. Отсюда и пристальный интерес художника не столько к частному, сколько к общему, не к видовым признакам, но к родовым. «Небольшой рост и сухие черты» князя Андрея, «чер­ ные блестящие глаза» графини Нордстон, «светлые длинные брови и нависший лоб» адвоката — это признаки характер ные, они раскрывают человека как нечто своеобразное и не­ повторимое. «Толстый», «жирный», «выхоленный» — это уже указание на общее, на принадлежность к классу. Указание, правда, несколько прямолинейное, но зато совсем в духе на­ родной, крестьянской психологии. Отчего Нехлюдов «чистый», «выхоленный»? Оттого, что он человек обеспеченный, праздный, у него есть и время и средства, чтобы холить себя, у него всегда в достаточном количестве есть люди, которые за деньги, собираемые им с голодных мужиков, обмывают, обстирывают его. Почему «сытое тело» у Масленникова, «глянцевитое, на­ литое лицо» у Шенбока, «жирная шея» и «упитанная фигу­ ра» у Корчагина? Потому что они живут в довольстве, не трудятся с утра до ночи и всегда и в большом количестве потребляют вкусную, питательную и сладкую пищу. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=