ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
рил ни слова: она то возвышала голос, то... с новой силон начинала говорить ...»,— читаем в главе «Княгиня Корнако- ва». Здесь говорить повторяется 4 раза. Может быть, автор хочет подчеркнуть непрерывность жужжащей болтовни? Тог да зачем соединение процесса речи с обобщением и включе нием рассуждения о других людях? Тем более мы знаем, что Толстой умел, испольузя синонимы, не ослаблять колорита, темпа возбужденного разговора, а усиливать его. — Я объяснил, что перчатка принадлежала Карлу Ива нычу, распространился, даже несколько иронически, о самой особе Карла Иваныча... с насмешкой отзывался... описал... (глава «До мазурки»). Герой тоже находится в ударе до верчКвой словоохотливости, но автор здесь совершенно из бегает повторений. Выиграло бы и первое описание от уме ло использованных, усиленных по экспрессии синонимов. IV. Широко пользуется Толстой приемом нарочитого по вторения, скопления удачных сочетаний и слов для тонких психологических аналогий, эмоциональной окраски предме тов речи, этической или эстетической оценки. Петра Васильевича Епифанова (брата мачехи) автор дважды называет «почтительным сыном Петрушей», явно иронизируя над его подчеркнутой угодливостью. Выражая эстетическую оценку внешнего вида и поступ ков Василья, противопоставленного цветущей и всегда чи стой Маше, Толстой пишет: «И что за пьяное лицо и отвратительная фигура у этого Василья... вижу несомненные признаки отвратительного на казания...» («Девичья»). А вот еще более объемная характеристика с повторе ниями: «Князь Иван Иваныч сделал блестящую карьеру..., гото вился занять блестящее место в свете... в его блестящей и несколько тщеславной жизни..., на основании своего блестя щего положения... имел блестящие познания в мифологии»... (все в одном абзаце главы «Князь Иван Иваныч»), Явно ощущается здесь вышучивание педантической со словной гордости князя. V. Повторение ведущих определений, других опорных членов и даже целых словосочетаний определяется необхо димостью подчеркнутых доказательств и заключений и идет от вторгающейся в повествование публицистической речи с ее постоянными аналогиями и условно-следственными повто рами. Толстой, как известно, стремится не только захватить читателя властью обстоятельств, ходом повествования, но и убедить, используя средства развитых, расчлененных, обоб щенных аргументов, в которых повторы играют немаловаж ную роль. Классическим, наиболее убедительным примером целой 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=