ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
налыгой нагрузкой часто употребляются нераспространенные речевые комментарии: оказал он, сказал Яков, сказал Дуб ков и т. д. Вот пример использования таких неразвитых повторяю щихся скреп из главы «Экзамен истории»: — Ну,— сказал профессор в очках. Иконин открыл рот и снова замолчал. — Ведь вы не одни; извольте отвечать, или пет?— ска зал молодой профессор. И далее через один абзац: — Хорош голубчик!— сказал молодой профессор,— свое коштный. В этом случае прямая речь немногословна, но необычай но выразительна. Она индивидуализирована настолько яр ко, что мы почти физически ощущаем скрипучий голос ста рого профессора, подчеркнуто издевательский тон его моло дого коллеги. Живо представляются их лица, движения, жесты. Не нужны здесь качественные определители (напри мер, нетерпеливо, раздраженно , с издевкой) или обстоятель ственные комментарии разного типа. Ничего нового не вне сли бы в характеристику процесса речи синонимы: произнес, поторопил и т. д. Глагол сказать прекрасно выполняет свою незаметную функцию: он не «звучит», но органически вжи вается в перспективу речевых отношений, и утомительности повторений мы никак не ощущаем. И все же таких нераспространенных комментариев с глаголом сказать в тексте гораздо меньше, чем «наполнен ных», усложненных. Во втором случае глагол становится почкой для развития оценочно-определительных и обстоя тельственных отношений. Возникает это нередко и именно тогда, когда прямая- речь не имеет точного, ясного эмоцио нального колорита, не подсказывает, не отражает речевой манеры. О существе эмоций, об отношениях говорящих мож но судить по-разному, если усваивать только прямую речь. Например, когда мать спрашивает Николеньку: «О чем ты плакал?»,— следует такой ответ: — Это я во сне плакал, маман,— сказал я... Можно ли здесь поставить точку, как в других местах этой главы («Маман»)? Нельзя. Ответ не выявляет отноше ний между людьми (хитрит ли герой, признается или отве чает уклончиво), не отражает отношения мальчика к свое му высказыванию, его эмоционального настроя. И в тексте появляется: «...сказал я, припоминая со всеми подробностя ми выдуманный сон и невольно содрогаясь при этой мысли». Теперь все встало на свое место. Создан побег, яркий мазок характеристики. Мы невольно представляем глаза ре бенка, расширившиеся от ужаса (пусть и рожденного на ложной основе), чувствуем искренний тон его голоса (он 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=