ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
шой») открывает новую деталь: белые зубы. В главе «Уни верситет» во внешней характеристике Семенова кочующие «метки» сливаются: «Семенов, с своими седыми всклокочен ными волосами и белыми зубами...». Когда Николай Иртеньев вместе с однокашниками ра зыскивал в казарме пропавшего товарища, он «...с трепетом вглядывался в положение каждого рекрута и к каждому прикладывал оставшуюся в моем воспоминании сбитую жи листую фигуру Семенова с длинными всклокоченными, почти• седыми волосами, белыми зубами и мрачными блестящими глазами». К прежней характеристике добавлена новая коло ритная деталь: сбитая жилистая фигура. Седые волосы Семенова были острижены под гребенку; бросался в глаза выбритый синий лоб. Но в связи с дру желюбным вниманием рассказчика к ранее непонятному и немного страшному студенту, теперь солдату, стремлением понять его характеристика Семенова обогащается новыми штрихами: большая черная рука опережает жесты товари щей, чтобы избавить их от «сочувствия»; обыкновенная от рывистая речь, которая успокаивает; густой сильный голос ; насмешливый блеск глаз —подобие улыбки (как будто улыб нулся —отмечено дважды) и, наконец, звонкий, непривыч ный для других смех. Так человек открывается новыми сто ронами своего облика и характера. Так «навиваются», на слаиваются на «дежурные» художественные детали (а энер гическое лицо, мрачный блеск глаз повторяются в главе 3 раза) новые колоритные мазки. III. Отметим функции других слов—постоянных скреп, своего рода регистраторов речевых и пространственных от ношений. К ним относятся глаголы межстилевого характера - с общим, «незаполненным», неразвитым значением дейст вия: говорить, сказать, ходить, стоять, сидеть и т. д. Тол стой часто прибегает к ним при описании массовых сцен и создании многоступенчатых диалогов, нередко повторяет их один за другим (примеры приводились выше). Создает ли это впечатление утомительного однообразия? Очень редко. Во-первых, такие повторяющиеся глаголы оказываются обесцвеченными и лишь формально необходимыми звеньями единой цепи: речь—указатель—говорящий или лицо — ука затель положения — обстановка. Они не останавливают внимания на своем лексическом значении, если окружены насыщенными, яркими, живописными или динамическими компонентами повествования или прямой речи. В этом слу чае нужны именно скрепы, своеобразные швы, частота кото рых не бросается в глаза в совершенном творении мастера. Именно такими являются повторяющиеся глаголы-регист- раторы в скоплениях прямой речи у Толстого. В стремитель ном диалоге с ярко выраженной типизацией речи и эмоцио- 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=