ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
яркой палитре изысканных определений, подчеркнуто кра сивых метафор: «Бирюзовые и бриллиантовые глаза, золотые и серебря ные волосы, коралловые губы, золотое солнце, серебряная луна, яхонтовое море, бирюзовое небо и т. д. встречаются часто(?). Скажите по правде, бывает ли что-нибудь подоб ное?» И дальше: «Я никогда не видал губ кораллового цве та, но видал кирпичного; глаз бирюзового, но видал цвета распущенной синьки и писчей бумаги»...8. Этот перечень реалистически точных определений согла суется с творческой практикой Толстого. Не потому ли в трилогии даль только синяя или синеющая (в одной картин ке), береза чаще всего кудрявая, глаза— карие, серые, тем носерые, впалые или большие выпуклые (у Сонечки Валахи- ной), темнозелеными оказываются крапива, отава луга, а бледнозелеными —ракиты, кусты малины, ветви старых яб лонь? II. Во втором случае повторяющиеся слова или словосо четания становятся постоянными спутниками предмета, вер ной приметой для узнавания и быстрого включения его в новые условия, связующим штрихом для открытия в нем но вых качеств. В. В. Виноградов регистрирует этот прием «метки» для протекающих образов и говорит о наличии в этом случае приспособления стиля обозначений к кругу изображаемых лиц. Такими символизированными спутниками являются ро- зовенькое личико у Катеньки, энергическое лицо у Семено ва, блестящие глаза у Нехлюдова, определения маленькая сухая (кн. Корнакова), ворчливая (Гаша) и т. д. Нетруд но почувствовать, как различны в каждом случае подход автора, его настрой, зрелость и эмоциональность оценки и как разностильны эти «прикрепленные» определения (ворч ливая— разговорное, блестящие — художественно-описа тельное, энергическое — из арсенала публицистического стиля). Мы уже отметили, что эти постоянные мазки сопровож дающего характера служат первыми штрихами для разви тия новых наблюдений и соответственно—пополняющихся характеристик эпизодических героев. Покажем это на приме ре «рассыпанной» характеристики студента Семенова. При первом наблюдении (глава «Экзамен истории») у него отмечаются лишь всклокоченные полуседые волосы и блестящие глаза; при вновь обращенном внимании (в этой же главе)—ойять-таки седые волосы и блестящие глаза. В следующей главе «Экзамен математики» тот же штрих— се дые волосы, подчеркнут уже подмеченный постоянный жест (пальцы засунуты в волосы). Новая встреча (глава «Я боль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=