ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
в прозе Толстого и объяснил их необходимость требовани ями «тесной», экспрессивносжатой мысли А. М. Горький. Находя в этих постоянных штрихах, «сгустках» силу эмо ционально-психологического воздействия, великий знаток классической литературы писал: «Стиль реалиста точен, он обладает убедительной яс ностью; реалист старается писать так, «чтобы словам было тесно, мыслям просторно»... Например, Толстой пишет; «Мертвец лежал, как всегда лежат мертвецы, особенно тяже ло, no-мертвецки утонувши окоченелыми членами в подстилке гро ба, с навсегда согнувшейся головой на подушке и выставлял, как всегда выставляют мертвецы, свой желтый восковой лоб, со взли зами на ввалившихся висках и торчащий нос, как бы надавив ший на верхнюю губу». Вот язык реалиста; простыми словами, умело поставив средь них два словечка «как всегда», он невольно застав ляет вас смотреть на мертвеца, как на самое обыкновенное, будничное явление и почти внушает вам чувство некоторого пренебрежения к мертвецу»...7 Догадка, но догадка многозначительная. Не «грубая преизбыточность», а закономерный поток бьющих в одну цель ассоциаций— вот к какому выводу приходит Горь кий. Соглашаясь с ним, мы ставим перед собой задачу про следить общую идейно-творческую и конкретную текстовую обусловленность «нагнетания» в одном отрывке или часто го использования в различных местах повторяющихся эле ментов. Сгруппируем вначале эти явления по признакам стили стико-грамматической типизации. Прежде всего выделим излюбленные определения, к ко торым автор прибегает всегда или во всяком случае отдает им предпочтение. Они оказываются или соседями в одной и той же описательной характеристике, сценке, или обяза тельными деталями сквозного повествования, однотипных характеристик и повторяющихся эпизодов. Разобьем их на группы. а) Определения — детали пластического характера: большой орлиный нос (у Карла Иваныча и папа); большие выпуклые глаза — у Сонечки Валахиной (сквоз ное) ; сгорбленная фигура (Фоки); мускулистые ноги (Фроста). Относим к этой же группе определения — цветовые и световые характеристики: розовенькое личико (Катеньки)—повторяется много раз: рыжеватый (рыжеватые дворники, с рыжеватой бород кой—извозчик, с редкой рыжеватой бородкой—Гриша); 1.30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=