ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

детельствующан «о дурашных, т. е. без труда полученных деньгах».' Жена Фонарина — «что-то было на ней накручено и бар­ хатное, и шелковое, и ярко-желтое, и зеленое». Масленников — «жирное и красное лицо», «прекрасная одежда», «по последней моде статское платье», «сытое те­ ло», «белый крепкий рукав рубашки с золотой запонкой». Лавочники — «чистые и жирные». Архитектор — «толстый и прекрасно одетый господин». Старик Корчагин — «красное лицо с чувственными сма­ кующими губами», «жирная шея», «упитанная военная ге­ неральская фигура». Сын Корчагина — «длинный молодой человек с тонкими ногами, в велосипедном костюме, с огромной сытой собакой в дорогом ошейнике». Сестра Корчагиной — «высокая толстая дама в шляпе с дорогими перьями, в ватерпуфе». Смотритель острога — «очень высокий и толстый, величе­ ственный человек с усами и бакенбардами» и пр. и т. п. Материал приведенными примерами далеко не исчерпы­ вается. Однако и на основании его позволительно уже сде­ лать вывод о едином, общем принципе внешней характери­ стики для всех или, по крайней мере, для большинства пер­ сонажей— представителей правящего, имущего сословия- Это принцип «теневой», соотносительной подачи персонажа, принцип авторского отрицания, обусловленного не личными, но сугубо классовыми признаками героя. Человек выступает не столько сам по себе, как нечто неповторимое, сколько в своей общественной значимости: с той особенной стороны, которая, в различных формах и проявлениях, указывает на отношение человека к трудовому миру, к крестьянам, ука­ зывает на его паразитизм и, следовательно, в каждом данном случае прямо и непосредственно его обличает. Индивидуализация образа в целом при этом отнюдь не отменяется. Изменяется лишь характер индивидуализации. Она проводится не через «собственные», «предметные»- признаки персонажа, но через признаки прежде всего внеш­ ние, «относительные». Это и есть «теневая индивидуализа­ ция», которая появляется в тех случаях, когда речь идет о персонажах, обличаемых автором. Человек выступает и как нечто особенное, но только в негативном плане. Собственно портрет персонажей дается Толстым весьма скупо и преимущественно с одной особенной стороны- «Гладкий», «полный», «толстый», «обложившееся жиром», «чистый», «белый», «выхоленный», «упитанная» — это на­ ружные признаки человека, которые должны в какой-то ме- Ре раскрыть его читателю, все в одном плане, и все они заполнены отчетливо обличительным содержанием. В рома­ 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=