ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

средневековую латынь или писание наших старых црикаэ- ных. Неужели после стройной и изящной речи Пушкина Лермонтова можно опять воротиться к языку докарамзин- ского периода?» 2. Замыкает этот ряд «оскорбленных» стилистов Д. Н. Ов- сянико-Куликовский, оценивающий уже материал трилогии и дающий Толстому скидку на творческую молодость. В труде «Толстой как художник» упомянутый исследователь- характеризует страницы главы XV «Детства», посвященные Николеньке и его матери, как слабые, бледные, художест­ венно бессильные, сопоставляя их с потрясающей сценой свидания Анны Карениной с сыном и заявляя: «В первом случае автор нанизывает черту за чертами и повторяет одно и то же (курсив наш— В. П.) до утоми­ тельности в различных комбинациях» 3. Знакомы изучающим язык писателей и защитники про­ тивоположных взглядов, объявляющие Толстого убежден­ ным и придирчивым противником повторений. Так, А. И. Ефимов, сличая первый и окончательный варианты «Войны и мира» и сопоставляя пробную характеристику Бориса Друбецкого с последней, канонизированной, приходит к выводу: «В данном случае не только сокращены некоторые де­ тали и подробности, но и устранено повторение однород­ ных, однокоренных слов: тонкое лицо с тонкими губами» 4. В другом месте проф. Ефимов прибегает к попутному обобщению: «Кратко следует упомянуть, что Толстой не терпел сов­ падения в одной фразе двух однотипных (по корням), или созвучных слов, употребление которых приводило к тавто­ логии» 5. Это убеждение, закрепившееся в процессе поисков мате­ риала, односторонне и попросту обходит проблему умыш­ ленного использования Толстым повторяющегося члена. Попытку объяснить, аттестовать закономерность появле­ ния постоянных повторений в ранней прозе Толстого сде­ лал академик В. В. Виноградов. Он пишет: «Преимущественно с помощью этих повседневно-бытовых разговорных и просторечно-языковых средств, подкреплен­ ных приемом постоянных повторений (подчеркнуто нами - - В. П.), Л. Н. Толстой создает этот стиль реалистическои «грубой преизбыточности», который К. Леонтьев называл «извороченным туда и сюда», «шишками», «комочками» и «ямами натурализма» 6. Мысль верная, но без предметной детализации, без ис­ следования конкретных функций этих «комочков», «сгуст­ ков» реалистического письма. Наконец, очень тонко почувствовал природу повторений I !Э

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=