ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
3. ...Алексею нужна публика, поэтому я дорожу всем этим обществом. Разнообразие структур варьируется вплоть до отделения второго компонента в самостоятельное предложение: 4. Алексей Александрович с партией людей, видевших опас ность такого революционного отношения к бумагам, продолжал поддерживать данные, выработанные ревизионною комиссией. Вследствие этого в высших сферах и даже в обществе все спу талось, и, несмотря на то, что всех это крайне интересовало, ни кто не мог понять, действительно ли бедствуют и погибают ино родцы, или процветают. Л. ,Н. Толстой, как мы видели, часто формирует следст венный компонент в самостоятельное предложение, что бы вает обусловлено творческим замыслом автора. Часто ста вит он точку и перед другими союзами и союзными слова ми, например: 1. Одним словом, революция бескровная, но величайшая рево люция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губер нии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не мо жет не быть плодотворна. Это выделенное в самостоятельное, отточенное до афо ризма предложение выражает не причину действий, описан ных в предшествующих предложениях, а скорее выражает убеждение Левина, на основании которого он так размыш лял. 2. В десяти шагах от прежнего места с жирным хорьканьем и особенным дупелиным выпуклым звуком крыльев поднялся один дупель. И вслед за выстрелом тяжело шлепнулся белою грудыо о мокрую трясину. Толстой разделил точкой простое предложение, чтоб на глядней и выпуклей обрисовать давно ожидаемый Левиным результат. Мы ничего не пишем о структурах бессоюзных сложных предложений, выражающих причинно-следственные отноше ния, поскольку такие конструкции не встречались в рассмат риваемых романах Л. Н. Толстого. Такова кратко очерченная картина употребления Тол стым грамматических средств и форм выражения следст венных отношений и следственного содержания, какой она нам представляется на материале двух романов. Да, перед нами действительно великий художник, отра зивший полную и верную картину состояния того или иного языкового явления, какое бы мы ни взяли. Как в гигант ском калейдоскопе, в творчестве Л. Н. Толстого отразилось все богатство изобразительных средств русского языка, все разнообразие языковых форм и явлений, данных не только в статике, но и в динамике их становления, развития. ю* 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=