ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
над «Воскресением», имеется весьма примечательная за пись: «Хорошо бы написать историю человека доброго, нежно го, кроткого, милого, образованного, умного, но живущего по-господски, т. е. жрущего... и потому требующего, чтобы для него резали цыплят, не спали куч (ера), рабочие и чи стили нужники. Нельзя быть добрым человеку, неправильно живущему» 2. В пору писания «Воскресения» социальные признаки че ловека являются первоопределяющими для Толстого, имен но в них он видит существо дела. Это уже предполагает новый принцип обрисовки персонажей. В этом вместе с тем — новая идейная позиция писателя, перешедшего на. точку зрения прямого и полного отрицания своего класса. Попытки Толстого воскресить и оправдать Нехлюдова от нюдь не противоречат сказанному. Нехлюдов потому и по стольку лишь оправдывается Толстым, поскольку он поры вает со своим классом, разрывает с привычными для себя и свойственными его классу условиями существования. Отрицательное отношение к господствующему классу и его представителям выразилось в романе «Воскресение» до статочно резко и определенно. И выразилось оно прямо, не посредственно, уже в самой внешней, портретной характе ристике персонажей. Портретная характеристика чаще все го дает самое первое представление о герое. Для персона жей второстепенных внешней характеристикой нередко дело и ограничивается. Вот почему всякое отрицание через внеш нюю характеристику имеет особое значение: когда оно воз водится в принцип, становится системой, оно свидетельст вует не только о неприятии того или иного персонажа са мого по себе, но и о неприятии в его лице вполне опреде ленной социальной силы. В «Воскресении» это особенно лег ко проследить. Обратим внимание на внешнюю характеристику тех ге роев, которые принадлежат к имущему сословию. Нехлюдов — «гладкие белые ноги», «полные плечи», «толстая шея», «обложившееся жиром белое тело», в своем парадном виде это — «чисто одетый, выхоленный господин с надушенной бородой». «Все вещи, которые он употреблял,- принадлежности туалета: белье, одежда, обувь, галстуки, бу лавки, запонки — были самого первого дорогого сорта...», у него «шелковый халат», «чисто выглаженное белье», «как зеркало вычищенные ботинки», «глянцовитая коленчатая палка с блестящим набалдашником», «большой, с серебря ными крышками, нессесер..., с огромным количеством скля нок, щеток, фиксатуаров, духов и всяческих туалетных ин струментов...» и т. д. и т. п. У адвоката Фонарина — «великолепная квартира», «уди вительные занавески в окнах», «дорогая обстановка», сви- 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=