ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Здесь наблюдается переплетение ощущении: зрительного, слухового, а также психологического мотива. Естественно, что для Балашева, в первый раз увидевшего на родной земле врага, малиновый мундир и мохнатая шапка—признаки гру­ бой силы—вызывают гневное удивление, точно так же, как его мундир вызывает любопытство вражеских солдат. Можно привести еще несколько случаев обособления не­ согласованных определений в связи с более или менее яс­ ной ситуацией: Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эпо­ летах, щеголяли по улицам и бульвару (II, 19). В рассказе «Набег», откуда взято это предложение, пове­ ствуется о том, как автор после утомительного перехода всту­ пил с войсками в крепость N, где он, к своему удивлению, увидел чистую публику, дам, девушек, которые хихикали с явным намерением привлечь внимание господ офицеров. И понятно, что господа офицеры являлись во всем блеске ар­ мейском красоты. Указание на стилистические мотивы обособления еще не вскрывает причин обособления несогласованных определений- Этот вопрос поддается разрешению только при учете осо­ бенностей структуры предложения, в составе которого нахо­ дится обособленный член. Иначе говоря, сущность обособ­ ления становится ясной лишь при учете взаимосвязи между стилистикой и грамматикой. Характер подобных взаимоот­ ношений можно было бы определить так: чем меньшую роль при обособлении играет грамматический фактор, тем боль­ шее значение приобретает стилистическая мотивировка, и наоборот. С другой стороны, если стилистический мотив рас­ крывает общий характер картины (внешность персонажа, облик предмета), то особенность грамматической структуры предложения дает представление о материале, из которого «сделана» эта картина. А выбор материала, конструкций, как известно, имеет немаловажное значение. Поэтому не все равно, какой член характеризуется с помощью несогласован­ ного определения — конкретный или отвлеченный, как отно­ сится определение к определяемому — непосредственно или опосредованно, как вводится определение в состав предло­ жения — с помощью сочинительных или подчинительных со­ юзов, наконец, каким образом выражается отношение к при­ знаку — объективно или с помощью модального оттенка. Так, если нужно особенно подчеркнуть признак предме­ та, выбирается конструкция с определяемым членом, выра­ женным наиболее отвлеченной частью речи; контраст меж­ ду отвлеченным и конкретным создаст нужную резкость. Наиболее отчетлив контраст при выражении определяемого члена местоимением, именем собственным, несубстантивиро­ ванным прилагательным. Например: 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=