ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

делениями по тем же принципам, что и предложения с со доставлением двух лиц. Но поскольку речь идет о многих лицах, определения имеют форму множественного числа к отличаются некоторой отвлеченностью. Например: Сестры, с спокойными лицами и с выражением не того пусто­ го, женского болезненно-слезного сострадания, а деятельного прак­ тического участия, ...мелькали между окровавленными шинелями и. рубахами. Доктора, с мрачными лицами и засученными рукавами,.. всовывали пальцы в пульные раны,... («Севастополь в мае», 11. 132). Как только поднялась занавесь,., все мужчины, в мунди­ рах и фраках , и все женщины, в драгоценных каменьях на голом теле,., устремили все внимание на сцену («Война и мир», У, 360). з) При сопоставлении нечетного количества лиц упот­ ребление обособленного несогласованного определения, ра­ зумеется, не может быть таким же, как при сопоставлении двух. Так как лиц несколько, сопоставление приобретает перечислительный характер, при котором по сути дела каж­ дое лицо должно иметь черты отличия от другого или же сходства с другим. Здесь не может быть отчетливой симмет­ рии, как в рассмотренных выше примерах. Однако и здесь можно отметить некоторые закономерности в обрисовке пер­ сонажей и в сопоставлении конструкций, с помощью которых достигается придание индивидуальных черт каждому члену группы. г) В связи с особой авторской задачей — показать какое- либо несоответствие в человеке, его фигуре, его одежде, не­ соответствие человека и обстановки, в которой он находится, употребляется внутреннее сопоставление. Например: Одежда его (Чурисенка—В. М.) состояла из белых посконных порток, с синими заплатками на коленях, и такой же грязной, рас­ ползавшейся на спине и руках рубахи («Утро помещика», И, 351). Эта синяя заплата, так резко заметная на белых портках, подчеркивает крайнюю степень бедности Чурисенка. Несо­ ответствие достигается сопоставлением обособленного несо­ гласованного определения и необособленного согласованного. Таковы основные разновидности сопоставления признаков в творчестве Л. Н. Толстого. Менее характерен для произведений Толстого мотив по­ яснения. Значение его — в раскрытии, «комментировании» смысла обособленного члена. Обычно в этом случае при­ вносится авторская оценка внешности человека. Приведем несколько примеров. Известно, что одним из лучших образов русского кавказ­ ского офицера является образ капитана Хлопова, замечатель­ ного своей душевностью, отсутствием всего показного и ис­ тинной храбростью. Чтобы возбудить у читателя уважение к такому человеку, Л. Н. Толстой обращает наше внимание на одежду капитана, а затем дает комментарий, благодаря 130

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=