ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
делениями по тем же принципам, что и предложения с со доставлением двух лиц. Но поскольку речь идет о многих лицах, определения имеют форму множественного числа к отличаются некоторой отвлеченностью. Например: Сестры, с спокойными лицами и с выражением не того пусто го, женского болезненно-слезного сострадания, а деятельного прак тического участия, ...мелькали между окровавленными шинелями и. рубахами. Доктора, с мрачными лицами и засученными рукавами,.. всовывали пальцы в пульные раны,... («Севастополь в мае», 11. 132). Как только поднялась занавесь,., все мужчины, в мунди рах и фраках , и все женщины, в драгоценных каменьях на голом теле,., устремили все внимание на сцену («Война и мир», У, 360). з) При сопоставлении нечетного количества лиц упот ребление обособленного несогласованного определения, ра зумеется, не может быть таким же, как при сопоставлении двух. Так как лиц несколько, сопоставление приобретает перечислительный характер, при котором по сути дела каж дое лицо должно иметь черты отличия от другого или же сходства с другим. Здесь не может быть отчетливой симмет рии, как в рассмотренных выше примерах. Однако и здесь можно отметить некоторые закономерности в обрисовке пер сонажей и в сопоставлении конструкций, с помощью которых достигается придание индивидуальных черт каждому члену группы. г) В связи с особой авторской задачей — показать какое- либо несоответствие в человеке, его фигуре, его одежде, не соответствие человека и обстановки, в которой он находится, употребляется внутреннее сопоставление. Например: Одежда его (Чурисенка—В. М.) состояла из белых посконных порток, с синими заплатками на коленях, и такой же грязной, рас ползавшейся на спине и руках рубахи («Утро помещика», И, 351). Эта синяя заплата, так резко заметная на белых портках, подчеркивает крайнюю степень бедности Чурисенка. Несо ответствие достигается сопоставлением обособленного несо гласованного определения и необособленного согласованного. Таковы основные разновидности сопоставления признаков в творчестве Л. Н. Толстого. Менее характерен для произведений Толстого мотив по яснения. Значение его — в раскрытии, «комментировании» смысла обособленного члена. Обычно в этом случае при вносится авторская оценка внешности человека. Приведем несколько примеров. Известно, что одним из лучших образов русского кавказ ского офицера является образ капитана Хлопова, замечатель ного своей душевностью, отсутствием всего показного и ис тинной храбростью. Чтобы возбудить у читателя уважение к такому человеку, Л. Н. Толстой обращает наше внимание на одежду капитана, а затем дает комментарий, благодаря 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=