ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Е. А. МАЙМИН (Псков) ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ В РОМАНЕ Jl. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» Роман «Воскресение» при всей его преемственной связи с двумя ранними романами Толстого представляет собой ка чественно новое явление. Он писался в 90-е годы XIX сто летия, когда общественная атмосфера в России была пре дельно накалена, социальный антагонизм достиг необычай ной остроты. С другой стороны, эволюция мировоззрения Толстого, глубокий кризис, который он пережил в 70—80 гг., подготовили почву для соответствующего восприятия и ху дожественного выражения Толстым особенностей предрево люционной эпохи, определили его позицию при новой рас становке сил. В романе «Воскресение» писатель отказывает ся от последних иллюзий относительно возможности воз рождения своего класса; он выступает как прямой защит ник многомиллионной крестьянской массы, как гневный об личитель правящей имущей верхушки России. И это прояв ляется прежде всего в особенностях изображения человека в романе. Человек в «Воскресении» оценивается в непосредствен ной зависимости от его социальной природы и положения. Две больших группы людей, два враждебных друг другу и противоположных условиями жизни класса видит теперь в действительности Толстой: обеспеченное, господствующее сословие — и рабочих людей, угнетенных, тех, кто держит на своих плечах все общество и в то же время бедствует, мучается, часто гибнет. Первые для Толстого — «тень», «отрицательное», вторые, напротив, «предмет» «положи тельное» *. Личные качества представителей правящего класса при этом отступают на второй план. В дневнике Толстого 1890 г.. т. е. как раз времени самых усиленных раздумий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=