ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

ностью пистроения. Этими же качествами портретные ха­ рактеристики отличаются и тогда, когда автор дает их не от себя, а от какого-либо персонажа. Например: Но Пьер уже не слушал бабу... Он смотрел на армянское се­ мейство и двух французских солдат, подошедших к армянам. ...Маленький француз, без сапог, в синей шинели, подойдя к ар­ мянам, тотчас же, сказав что-то, взялся за ноги старика... Дру­ гой. в капоте, остановился против красавицы-армянки и молча... смотрел на нее («Война и мир», VI, 443). Гак обстоит дело, когда внешний облик двух персона­ жей находит выражение в двух самостоятельных предложе­ ниях» А каково, например, расположение обособленных чле­ нов, если портреты двух человек даются в рамках одного предложения? Наблюдения показывают, что в составе бес­ союзного сложного или сложносочиненного предложения имеется то же строгое соответствие компонентов и та же стройность построения, что и в составе отдельных само­ стоятельных предложений. Например: Захар, в ночном костюме, стоял против двери, Альберт, в шля­ пе и альмавиве, отталкивал его от двери... («Альберт», III, 54). Казак, в темной черкеске и белом курпее на папахе (это был Лу­ ка), прошел вдоль забора, а высокая женщина, в белом платке, прошла мимо Оленина («Казаки» III, 224). Один рекрут, с тем не­ естественным выражением, которое дает человеку бритый лоб, ...бойко трепал в балалайку; другой, без шапки , со штофом водки в одной руке, плясал в середине кружка («Поликушка», III, 378). Одна женщина, лет пятидесяти, с черными глазами и строгим выражением лица несла бннгы и корпию... другая, весьма хоро­ шенькая девушка, лет двадцати, с бледным и нежным белокурым личиком, ...шла ...подле старшей («Севастополь в августе 1855 г.», II, 183). Ростов ...увидел ...двух стоявших против канавы всадни­ ков. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему-то зна­ комым* Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомой Ростову), подъехал к канаве,.. («Война и мир», IV, 388). Если в бессоюзном сложном предложении наряду с обо­ собленными несогласованными определениями употребляют­ ся и согласованные, то согласованные .расположены обычно так же симметрично, как и несогласованные: На другом углу стола... сидят два пехотных офицера: один, молодой, с красным воротником и с двумя звездочками на шине­ ли, рассказывает другому, старому, с черным воротником и без звездочек, про алминское дело («Севастополь в декабре месяце», II, 102). Поближе к огшо и кровати офицера расположились^ лю­ ди позначительнее — два фейерверкера: один— седой, старый, со всеми медалями и крестами, исключая георгиевского: другой — молодой, из кантонистов,.. («Севастополь в августе 1855 г.,», II, 209). б) Прием сопоставления Л. Толстой употребляет и тог­ да, когда надо нарисовать два групповых портрета. Строят­ ся предложения с обособленными несогласованными опре­ 9 Заказ 8881 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=