ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

процесс в обратном порядке, от внутреннего к внешнему: раз человек противный, то и его одежда не может не быть противной, и наоборот. Этот прием отличается не только большой оригинальностью, но и требует огромного мастер­ ства. Он—одно из средств раскрытия так называемой диа­ лектики души. Свойство толстовского таланта — показывать «диалек­ тику души» человека первым из русских критиков отметил Н. Г. Чернышевский2. Глубокое и правильное положение о диалектике можно было бы дополнить указанием на то, что в понятие художественной диалектики Толстого входи­ ло не только отражение перехода чувств в свою противо­ положность (например, чувства ненависти в любовь), но и таких вещей, которые внешне не могли быть сопоставлены (ненависть и халат). Сложным, обладающим тонкой душев­ ной организацией героям Льва Толстого, с их богатым вну­ тренним миром, такая диалектика родна по духу: вспом­ ним цветовое и пространственное восприятие Наташей ха­ рактеров Пьера и Бориса. Рассмотрение средств художественной выразительности, к которым прибегал Толстой для создания внешних и внут­ ренних характеристик своих персонажей, позволяет сказать, что конкретные мотивы употребления этих средств беско­ нечно разнообразны, как бесконечно разнообразны сами портретные характеристики. В произведениях Толстого не­ возможно найти героя, чей внешний облик совпадал бы с обликом другого героя. Более того, даже в вариантах одного и того же произведения облик одного и того же человека нарисован разными красками. Таким образом, лица в про­ изведениях Толстого не только разнообразны, но и неповто­ римы. Однако внимательный анализ показывает, что это мно­ гообразие является результатом применения трех художест­ венных приемов, которые можно назвать так: прием сопо­ ставления, прием пояснения и прием ситуации. Рассматри­ вая художественные приемы как причину, способствующую образованию и употреблению известных обособленных кон­ струкций, которые, в свою очередь, служат «строительным материалом» для этих приемов, будем называть сопоставле­ ние, пояснение и ситуацию стилистическими мотивами обо­ собления. Очень широко и разнообразно представлен в творчестве Толстого мотив сопоставления. (охватывает около 40% всех случаев). Он позволяет давать героям рельефные характе­ ристики. Можно отметить такие разновидности сопоставления: а) сопоставление двух действующих лиц. Очень интерес­ но в этом отношении сравнить две редакции одного и того 126

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=