ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

В. М. МЕДВЕДКИН (Липецк) ОБОСОБЛЕННОЕ НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЕГО СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н ТОЛСТОГО Цель нашей статьи заключается в том, чтобы рассмот­ реть одно из средств, которыми пользовался Лев Николае­ вич Толстой для обрисовки внешности и характеров своих персонажей. Вопрос об употреблении обособленного несогла­ сованного определения будет, таким образом, связан не только с анализом обособленных конструкций, их формой, но и с анализом мастерства художника. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстой зарекомен­ довал себя как великолепный мастер с неподражаемой ма­ нерой письма. Он великолепно знал свойства родной грам­ матики и с необыкновенным мастерством умел использовать их. Мы бы хотели здесь на материале только одной кон­ струкции — обособленного несогласованного определения— показать умение Толстого давать яркие, незабываемые пор­ треты своих персонажей. Начнем с знаменитой картины пробуждения Николеньки Иртеньева. Разбуженный ударом хлопушки, Николенька глядит на Карла Иваныча сердитыми глазами, и его взор останавливается не на лице учителя (где мы обычно читаем намерения людей, злые и добрые), а на его одежде. Вот этот портрет: «Он же, в пестром ваточном халате, подпо­ ясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ер­ молке с кисточкой и в мягких козловых сапогах, продол­ жал^ ходить около стен, прицеливаться и хлопать» '. Спрашивается, почему Лев Толстой избрал для описа­ ния Карла Иваныча конструкцию с подлежащим-местоиме- 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=