ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

В это время один из молодых людей, лучший из новых конь­ кобежцев, с папироской во рту, в коньках, вышел из кофейной и. разбежавшись, пустился на коньках вниз по ступеням, громыхая и подпрыгивая (там же). Здесь возможен параллелизм такого рода: предложный — творительный — родительный в веснушках — с веснушками — без веснушек в волнении — с волнением — без волнения в коньках — с коньками — без коньков Следует обратить внимание на использование Толстым в последнем предложении существительного «коньки». Оно не случайно употреблено здесь с разными предлогами: «в» и «на». В предложении проведена четкая дифференциация значений между сочетаниями «в коньках» и «на коньках». Первое выражение предполагает, что ноги конькобежца были обуты в коньки или, говоря современным языком, на ногах были надеты коньки. Эта конструкция равноценна конструкциям «в пальто», «в шапке». Во втором случае «на коньках» обозначает способ передвижения (можно спустить­ ся с горы и на ногах). Форма употреблена в том же смысле, что и выражения «на перекладных», «на почтовых», «на оленях». Правда, в этой же функции используются сочетания «в карете», «в поезде». Но употребление предлога «в» зави­ сит исключительно от семантики существительных, которые воспринимаются как объемные понятия, а выражения «на почтовых, на перекладных» — как плоскостные. Кроме параллелизма предложных конструкций, возмо­ жен и параллелизм другого рода. Он основан на одинаково­ сти синтаксических функций: деепричастие — наречие — причастие — существительное с предлогом восторгаясь — восторженно — восторженный — в восторге волнуясь — взволнованно — взволнованный — в волнении. Такого рода параллелизм возможен у слов, выражающих внутреннее состояние лица. Для предложных конструкций типа «в веснушках», «в коньках» такой параллелизм недо­ пустим. Возможность антонимичных и синонимичных рядов зависит от лексического содержания конструкций. Как уже отмечалось, JI. Н. Толстой дает характеристику лица со стороны внешнего и внутреннего состояния и со сто­ роны психологической ситуации, т. е. той обстановки, в кото­ рой это лицо находится. В зависимости от того, какие зада­ чи ставит перед собой автор: раскрыть ли внутренний, ду­ ховный мир героя, или охарактеризовать его через внеш­ ность, частота употребления конструкций внешнего и внут­ 110

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=