ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
кое в моем положение то, что я чувствую, что я понимаю ее, а она никогда не поймет меня»19. Марьяна, действи тельно, не может понять его. Правда, на какой-то момент она отдает ему предпочтение, но не потому, что ей откры вается то новое, что несла с собой любовь Оленина. Она знает, что он искренен, что он сватается, и что она должна выйти замуж. Любовь же Марьяна представляет просто: «Отчего же тебя не любить, ты не кривой!»20. И со спокой ствием, больно задевшим Оленина, она дает согласие. В этом спокойствии, не раз подчеркнутом Толстым, больше всего выражается биологическое начало ее любви: чувства, образующие духовную связь, не разбужены, зато есть яс ное сознание того, что нужно исполнить данное природой. Марьяна отвергла Оленина. Чувство к Лукашке, к «своему» оказалось сильнее. Оленин же ей чужд и непоня тен. Он не винит ее за это. Ему кажется, что в жизни по законам природы заключается высшая мудрость, до кото рой он не может подняться. Вместе с тем он сознает, что она отлична от его жизни. Поэтому сделать Марьяну своей женой для Оленина хуже убийства. А стать Лукашкой, про ситься к ней на ночку он не в состоянии. Так создается та безвыходность положения, которая может разрешиться лишь отъездом Оленина. Попытка «опрощения» не удалась. Причину неудачи Толстой видит в полной несовместимости морально-этических представлений казаков и Оленина. Тол стой противопоставляет два мира, в каждом из которых он видит свою светлую и теневую стороны. Признавая жизнь народа с точки зрения простоты, цельности, природной ин- стинктуальности, Толстой, как и его герой, не принимает ее духовной упрощенности. Оленин не может опроститься не только потому, что он недостоин этой жизни, как он часто сам думает, но и потому, что он оказывается много выше ее, что он не может отказаться от своего негармонического, по прекрасного в его нравственной взыскательности внут реннего мира. Толстой понимает и разделяет точку зрения Оленина. В «Казаках» в оценке народа замечается внутреннее противо речие. Что-то звало писателя в эту среду и одновременно отталкивало. Эта противоречивость закономерна. Она была вызвана сложностью идейной позиции Толстого в период работы над повестью. В атмосфере общественного подъема 50-х годов, в результате личного усиленного общения с на родом Толстой убедился в его нравственной силе и преиму ществах и очень гуманно сказал об этом, по-своему вклю чившись в ту борьбу, которая велась вокруг крестьянского вопроса. Но Толстой не мог еще в это время полностью перейти на позиции крестьянства и принять его точку зрения. Взгляд на народ как носителя всех морально-этических цен- ■ И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=