ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Неделимые сочетания формирует и предложный падеж с предлогом «при». Обычно такие предложные конструкции обозначают различного рода обстановку, ситуацию, в которой протекает действие. В этих случаях предложный падеж так­ же не употребляется без определений. При всяком таком неожиданном звуке, слух не спавшего ка­ зака усиленно напрягался («Казаки»), Эти вещи можно играть только при известных, важных, значи­ тельных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить из­ вестные, соответствующие этой музыке важные поступки («Крей- нерова соната»). Не будь, с одной стороны, катаний на лодках, не будь портных с талиями и т. п., а будь моя жена одета в нескладный капот и сиди она дома, а будь я, с другой стороны, в нормальных условиях человека... ничего бы этого не было (там же). Выражая внутреннее состояние героя и психологическую ситуацию, предложный падеж употребляется как с глагола­ ми состояния: висеть, находиться, стоять, лежать, смотреть, оставаться (у Толстого особенно часты три глагола: сидеть, лежать, стоять), так и с глаголами движения: ехать, расхо­ диться, убежать, проходить, отскочить, возвратиться и т. д. Примеры. Между окнами висело большое зеркало в старой, позолочен­ ной резной раме («Утро помещика»). Армянин-лавочник, в синей черкеске тонкого сукна с галунами, стоял у отворенной двери («Казаки»). Марьянка в одной розовой рубахе, как обыкновенно дома хо­ дят казачки, испуганно отскочила от двери («Казаки»), Жена его неожиданно выскочила вперед и, в слезах, удари­ лась в ноги барину («Утро помещика»). Предложная конструкция с предлогом «в», выступая в функции состояния, охватывает не только существительные, но и распространяется на другие части речи, которые приоб­ ретают субстантивированное значение. Для сочетаний такого рода характерна схема: в (числе)+ прилагательное, прича­ стие, порядковое числительное. Хаджи Мурат сказал, что Шамиль его не простит и что он бы тогда недолго остался в живых («Хаджи Мурат»). Пример трансформации: в числе живых. В грамматическом плане название лица или предмета может характеризоваться либо как субъект, либо как объ­ ект. Состояние субъекта в указанных выше произведениях Толстого является преобладающим. В «Казаках», например, оно составляет 85,4% всех характеристик, в то время как состояние объекта — 14,6%. Эта разница объясняется огра­ ниченным количеством глаголов, которые употребляются при характеристике объекта. Обычно это глаголы со значе- 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=