ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

ограничено единичными примерами (особенно отметим, что предлог «при» продуктивен при передаче психологической ситуации). Предложные конструкции с предлогами «при» и «на» во многих случаях в указанной функции стоят на пути перехода в наречия. Примеры. Вечером ему сказали, что Лукашка при смерти. («Казаки»). Сидя в тени на корточках , (он) только сплевывал, куря тру­ бочку. Конструкции с предложным падежом в изучаемых про­ изведениях являются наиболее предпочтительным, точным и выразительным средством описания. Особенно ярко и коло­ ритно они воспроизводят внутреннее состояние лица, его настроения. Примеры. Степан Аркадьевич находился в самом веселом расположении духа, а потому ему особенно хотелось рассеять дурное настроение, нашедшее на Левина («Анна Каренина»). Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайко­ вых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках («После бала»). В бессильной злобе он бросил винтовку («Набег»), Он давно обещал Оленину это удовольствие и был в дух. («Казаки»). То вдруг ему представляется русая головка его будущей жены, почему-то в слезах и в глубоком горе, склоняющаяся к нему на плечо («Утро помещика»). Он точно в бедности, как и все одинокие мужики (там же). «При оценке состояния предложный падеж может выпол­ нять свою роль и без глагола. В научной литературе указы­ валось, что потеря в русском языке вспомогательного гла­ гола, приведшая к сокращению глагольной системы, воспол­ няется тем, что русский язык обладает наиболее обширной падежной системой» (А. Исаченко). Примеры. Взойдя наверх одеться для вечера и взглянув в зеркало, она с радостью заметила, что она в одном, из своих хороших дней и н полном обладании всеми своими силами («Анна Каренина»). Статистический подсчет показал, что после предложного падежа при передаче состояний чаще, чем другие, употреб­ ляется творительный падеж, преимущественно для внешней характеристики лица. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=