ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
ограничено единичными примерами (особенно отметим, что предлог «при» продуктивен при передаче психологической ситуации). Предложные конструкции с предлогами «при» и «на» во многих случаях в указанной функции стоят на пути перехода в наречия. Примеры. Вечером ему сказали, что Лукашка при смерти. («Казаки»). Сидя в тени на корточках , (он) только сплевывал, куря тру бочку. Конструкции с предложным падежом в изучаемых про изведениях являются наиболее предпочтительным, точным и выразительным средством описания. Особенно ярко и коло ритно они воспроизводят внутреннее состояние лица, его настроения. Примеры. Степан Аркадьевич находился в самом веселом расположении духа, а потому ему особенно хотелось рассеять дурное настроение, нашедшее на Левина («Анна Каренина»). Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайко вых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках («После бала»). В бессильной злобе он бросил винтовку («Набег»), Он давно обещал Оленину это удовольствие и был в дух. («Казаки»). То вдруг ему представляется русая головка его будущей жены, почему-то в слезах и в глубоком горе, склоняющаяся к нему на плечо («Утро помещика»). Он точно в бедности, как и все одинокие мужики (там же). «При оценке состояния предложный падеж может выпол нять свою роль и без глагола. В научной литературе указы валось, что потеря в русском языке вспомогательного гла гола, приведшая к сокращению глагольной системы, воспол няется тем, что русский язык обладает наиболее обширной падежной системой» (А. Исаченко). Примеры. Взойдя наверх одеться для вечера и взглянув в зеркало, она с радостью заметила, что она в одном, из своих хороших дней и н полном обладании всеми своими силами («Анна Каренина»). Статистический подсчет показал, что после предложного падежа при передаче состояний чаще, чем другие, употреб ляется творительный падеж, преимущественно для внешней характеристики лица. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=