ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Вот пример. Нехлюдов в «Утре помещика» обходит кре­ стьянские дворы. Он заходит в избу Давыдки Белого. Это бедняк. И как Толстой знакомит нас с ним? На печи медленно зашевелилось; спустилась одна большая но­ га в изорванном лапте, потом другая, и наконец показалась вся фигура Давыдки Белого. Очень скромная предложная конструкция (нога в изор­ ванном лапте) подчеркивает самое главное: перед нами хо­ зяин убогого, разоренного хозяйства. Скоро к ним присоединился Ерошка, в новом бешмете, и усел ся подле них на пол («Казаки»). И в этом случае предложный падеж (в новом бешмете) подчеркивает состояние героя, в данном случае праздничное настроение Ерошки-охотника, обычно грязного и рваного. Вот картина праздника в «Казаках». На фоне общего ве­ селья изредка непраздничный солдат, в старой шинели, торопливо проходил между пестрыми группами по площади («Казаки»), Толстой в этих случаях не прибегает к сложному син­ таксису. Здесь нет обстоятельного, со многими деталями перечисления: наоборот, автор выбирает самые скупые средства. Чаще всего предложная группа воспроизводит лишь какую-либо одну деталь. Но эта выделенная деталь или признак настолько ярки и выразительны, что они дела­ ются носителем всего состояния героя, как бы символизи­ руют его. Этот прием — давать полное представление о предмете через его признак — типичен для писателя. Во всех подобных случаях автор широко использует разнооб­ разные предложные конструкции. Особенно многообразны и богаты в роли характеристик ■состояния конструкции: предлог + существительное в предложном, творительном, винительном, родительном па­ деже. Статистический подсчет указанных конструкций в произведениях Л. Н. Толстого «Казаки», «Хаджи Мурат». «Крейцерова соната», «Утро помещика», «После бала» дает следующую картину. При описании внутреннего состояния ■лица конструкции с предложным падежом занимают 43,8%. с творительным падежом — 28,9%, с именительным — 18,6%. с родительным и винительным падежами — 8,7%. Да­ тельный падеж в исследуемой функции в этих произведени­ ях не употребляется. Как показывают наблюдения, в системе указанных грам­ матических средств видное место занимает предложный па­ деж с предлогом «в». Употребление в этой же функции предложного падежа с другими предлогами («при» и «на») 103

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=