ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

более подробный, более точный, более рельефный портрет героя. С восточным мусульманским достоинством, не только без вы­ ражения удивления, но с видом равнодушным, просидев первый акт, Хаджи Мурат встал и, спокойно оглядывая зрителей, вышел, обращая на себя внимание всех зрителей («Хаджи Мурат»), Всего лишь одно предложение дает блестящую характе­ ристику состояния Хаджи Мурата в театре: спокойствия, равнодушия, восточного, мусульманского достоинства. Все это состояние, описанное Толстым, было настолько заметным, что люди обратили на это внимание. Автор выполняет как бы двойную цель: рисует яркий образ и, во-вторых, объяс­ няет высокую степень внимания окружающих к данному лицу. Брат убитого, высокий, стройный, с подстриженною и выкра­ шенною красною бородой, несмотря на то, что был в оборванней- шей черкеске и папахе, был спокоен и величав, как царь («Ка­ заки»). Здесь дана сгущенная и многоплановая характеристика героя. Согласованные и несогласованные определения, при­ даточное предложение, сравнение, даже семантика сказуе­ мого — все служит тому, чтобы нарисовать портрет героя. С точки зрения морфологии речевые средства выражения состояния также многообразны: используются глагол, кате­ гория состояния, полные и краткие прилагательные, наречия, предложные и беспредложные конструкции, прилагательные в сравнительной степени, краткие причастия и т. д. Интересно отметить, что автор пользуется глаголами, ка­ тегорией состояния, особенно прилагательными, тогда, когда дает общую характеристику: «толстенькая Устинька», «не­ большая старушонка», «величавая Марьяна» («Казаки»). Но как только возникает необходимость дать более деталь­ ную характеристику, передать оттенки состояния, автор во всех случаях широко использует предложные конструкции. Аналитическая система падежей более богата и разнооб­ разна по функциям, чем синтетическая. В аналитической конструкции расширяются функции предлогов, усложняется значение падежа. Одна и та же морфологическая конструк­ ция является носителем разнообразных синтаксических зна­ чений, т. е. она становится полисинтаксичной. Кроме этого, предложная конструкция может расширяться: иметь при себе определение. Вот почему именно предложная конструк­ ция является гибким средством для передачи разнообраз­ нейших нюансов духовного мира героя. Более того, пред­ ложные конструкции (первое место среди них занимают образования с предложным падежом) могут одни, без при­ влечения других дополнительных средств, давать вырази­ тельную художественную характеристику. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=