ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
более подробный, более точный, более рельефный портрет героя. С восточным мусульманским достоинством, не только без вы ражения удивления, но с видом равнодушным, просидев первый акт, Хаджи Мурат встал и, спокойно оглядывая зрителей, вышел, обращая на себя внимание всех зрителей («Хаджи Мурат»), Всего лишь одно предложение дает блестящую характе ристику состояния Хаджи Мурата в театре: спокойствия, равнодушия, восточного, мусульманского достоинства. Все это состояние, описанное Толстым, было настолько заметным, что люди обратили на это внимание. Автор выполняет как бы двойную цель: рисует яркий образ и, во-вторых, объяс няет высокую степень внимания окружающих к данному лицу. Брат убитого, высокий, стройный, с подстриженною и выкра шенною красною бородой, несмотря на то, что был в оборванней- шей черкеске и папахе, был спокоен и величав, как царь («Ка заки»). Здесь дана сгущенная и многоплановая характеристика героя. Согласованные и несогласованные определения, при даточное предложение, сравнение, даже семантика сказуе мого — все служит тому, чтобы нарисовать портрет героя. С точки зрения морфологии речевые средства выражения состояния также многообразны: используются глагол, кате гория состояния, полные и краткие прилагательные, наречия, предложные и беспредложные конструкции, прилагательные в сравнительной степени, краткие причастия и т. д. Интересно отметить, что автор пользуется глаголами, ка тегорией состояния, особенно прилагательными, тогда, когда дает общую характеристику: «толстенькая Устинька», «не большая старушонка», «величавая Марьяна» («Казаки»). Но как только возникает необходимость дать более деталь ную характеристику, передать оттенки состояния, автор во всех случаях широко использует предложные конструкции. Аналитическая система падежей более богата и разнооб разна по функциям, чем синтетическая. В аналитической конструкции расширяются функции предлогов, усложняется значение падежа. Одна и та же морфологическая конструк ция является носителем разнообразных синтаксических зна чений, т. е. она становится полисинтаксичной. Кроме этого, предложная конструкция может расширяться: иметь при себе определение. Вот почему именно предложная конструк ция является гибким средством для передачи разнообраз нейших нюансов духовного мира героя. Более того, пред ложные конструкции (первое место среди них занимают образования с предложным падежом) могут одни, без при влечения других дополнительных средств, давать вырази тельную художественную характеристику. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=