ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Поскольку портрет героя в произведениях Толстого занимает важное место, то представляется небезынтересным проследить, как описывает автор внутренний мир своих ге­ роев, при помощи каких языковых средств создает яркие в своей индивидуальности, выразительные, запоминающиеся образы. Действующее лицо в произведениях Толстого характери­ зуется либо с точки зрения самого автора, либо со сторо­ ны других лиц. Это разные характеристики. Одна — беспри­ страстная, объективная, авторская. Другая — всецело субъ­ ективная, так как она зависит от того, кто дает оценку. По­ этому, если в первом случае мы почти не встретим оценоч­ ных, субъективных определений, то во втором случае они изобилуют. Автор обычно указывает, кем дается оценка. Примеры. Она, эта вечно озабоченная, и хлопотливая, и недалекая, ка­ кою он считал ее, Долли, неподвижно сидела с запиской в руке и с выражением ужаса, отчаяния и гнева смотрела на него («Анна Каренина»), Какая-то еверхестественная сила притягивала глаза Кити к лицу Анны. Она была прелестна в своем простом черном плагье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы растрепавшей­ ся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук. прелестно это красивое лицо в своем оживлении, но было, что-то ужасное и жестокое в ее прелести (там же). Как показывает анализ произведений Толстого, автор в обоих случаях пользуется при характеристике лица слож­ ным синтаксисом: он формирует объемистые фразы, насы­ щенные однородными.членами, придаточными предложения­ ми, причастными и деепричастными оборотами, согласован­ ными и несогласованными определениями, уточняющими членами, сравнениями с «как», «точно» и т. д. Примеры. Он, точно подстреленный ястреб, весь в крови..., стиснув зубы,, бледный и мрачный, раздраженными огромными глазами озираясь во все стороны, сидел на корточках и держал кинжал, готовясь еще защищаться («Казаки»), Все богатство языковых синтаксических средств в этой фразе посвящено тому, чтобы передать состояние героя. Кро­ ме состояния, эта фраза указывает на действие и на цель: «сидел... готовясь еще защищаться». Но каково соотношение средств, передающих действие героя и описывающих его со­ стояние? Действие и цель очерчены выразительно, кратко, удельный же вес характеристик состояния очень велик. На­ громождение последних выполняет творческую цель: даты 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=