ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Оленину, утверждая в его лице гуманизм высшего свойства. И, наконец, Толстой проверяет своих героев их отноше­ нием к любви, к Марьяне. В критической литературе о «Казаках» справедливо указывается, что писатель раскрыл красоту интимного чувства у народа, его чистоту и серьез­ ность. Толстой, действительно, об этом говорит, в особенно­ сти — при характеристике Марьяны. Любя Лукашку, она не позволяет ему вольностей. Тот факт, что она не мыслит любви без замужества, является для Толстого самым вес­ ким доказательством ее нравственной чистоты. Но Толстой явно выделяет Марьяну из среды казаков. Общая же масса не отличается особой требовательностью к себе в интим­ ных чувствах. Отношение к женщине и любви огрубляется откровенным натурализмом, смысл которого был выражен Брошкой: «Бог тебя сделал, Бог и девку сделал... На то она сделана, чтоб ее любить да на нее радоваться» 17. По это­ му закону он жил, по нему же живет и Лукашка. Лукашка любит Марьяну и ждет того же от нее. Ему мало согласия на брак, ему нужна ее любовь. Но его чувство носит грубо­ вато-животный оттенок. Оно проявляется в настойчивых тре­ бованиях к Марьяне пустить его на ночку, во внезапно вспыхивающем при отказе ежесточении, в неоднократных посещениях Ямки, к которой Лукашка иногда идет прямо после свидания с Марьяной. Узнав о внимании Оленина к Марьяне, Лукашка озлобляется не только против Оленина, но и против Марьяны, которой он грозит: «будешь плайать от меня» 18. Толстой не отвергает роли физиологии в любви. Поэтому поведение Лукашки рассматривается им как закономерное и резкому осуждению не подлежит. Но Толстой понимает, что Любовь — это не только физиология, что она должна пробуждать душу человека. Эту духовную сторону любви Толстой раскрывает в Оленине. Любовь к женщине сли­ вается у него с поисками смысла жизни. Любить Марьяну значит для Оленина понять и принять весь тот мир, в кото­ ром она живет, и олицетворением красоты которого она для него является. Возвышая свою любовь, Оленин возводит на пьедестал и предмет ее. Он боится оскорбить прекрасное. Ему совестно за слова, которыми он пытается выразить свое чувство и которые кажутся ему низкими, пошлыми в сравнении с тем, что он переживает. И тем более стыдно ему вести себя с ней так, как держит себя Белецкий. Тол­ стой рисует не идеальную любовь. Оленин мучится ревно­ стью, испытывает подлинную страсть. Поддаваясь этим чув­ ствам, он забывает о долге, самоотвержении. Но даже в та­ кие моменты любовь его остается чистой. Мир интимных чувств Оленина выше, тоньше, изящнее, чем у казаков. Мир этот остается чуждым Марьяне. Оленин правильно представляет причину этого: «Самое ужасное и самое слад- 10

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=