ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Оленину, утверждая в его лице гуманизм высшего свойства. И, наконец, Толстой проверяет своих героев их отноше нием к любви, к Марьяне. В критической литературе о «Казаках» справедливо указывается, что писатель раскрыл красоту интимного чувства у народа, его чистоту и серьез ность. Толстой, действительно, об этом говорит, в особенно сти — при характеристике Марьяны. Любя Лукашку, она не позволяет ему вольностей. Тот факт, что она не мыслит любви без замужества, является для Толстого самым вес ким доказательством ее нравственной чистоты. Но Толстой явно выделяет Марьяну из среды казаков. Общая же масса не отличается особой требовательностью к себе в интим ных чувствах. Отношение к женщине и любви огрубляется откровенным натурализмом, смысл которого был выражен Брошкой: «Бог тебя сделал, Бог и девку сделал... На то она сделана, чтоб ее любить да на нее радоваться» 17. По это му закону он жил, по нему же живет и Лукашка. Лукашка любит Марьяну и ждет того же от нее. Ему мало согласия на брак, ему нужна ее любовь. Но его чувство носит грубо вато-животный оттенок. Оно проявляется в настойчивых тре бованиях к Марьяне пустить его на ночку, во внезапно вспыхивающем при отказе ежесточении, в неоднократных посещениях Ямки, к которой Лукашка иногда идет прямо после свидания с Марьяной. Узнав о внимании Оленина к Марьяне, Лукашка озлобляется не только против Оленина, но и против Марьяны, которой он грозит: «будешь плайать от меня» 18. Толстой не отвергает роли физиологии в любви. Поэтому поведение Лукашки рассматривается им как закономерное и резкому осуждению не подлежит. Но Толстой понимает, что Любовь — это не только физиология, что она должна пробуждать душу человека. Эту духовную сторону любви Толстой раскрывает в Оленине. Любовь к женщине сли вается у него с поисками смысла жизни. Любить Марьяну значит для Оленина понять и принять весь тот мир, в кото ром она живет, и олицетворением красоты которого она для него является. Возвышая свою любовь, Оленин возводит на пьедестал и предмет ее. Он боится оскорбить прекрасное. Ему совестно за слова, которыми он пытается выразить свое чувство и которые кажутся ему низкими, пошлыми в сравнении с тем, что он переживает. И тем более стыдно ему вести себя с ней так, как держит себя Белецкий. Тол стой рисует не идеальную любовь. Оленин мучится ревно стью, испытывает подлинную страсть. Поддаваясь этим чув ствам, он забывает о долге, самоотвержении. Но даже в та кие моменты любовь его остается чистой. Мир интимных чувств Оленина выше, тоньше, изящнее, чем у казаков. Мир этот остается чуждым Марьяне. Оленин правильно представляет причину этого: «Самое ужасное и самое слад- 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=