ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
доходит до чисто пушкинской трезвости и силы. От них мож но прямо перейти к прозе Л. С. Пушкина» '. Художественное и идейное богатство детских рассказов сделало их жизненными и в настоящее время. Видная дея тельница большевистской партии А. И. Елизарова в рецензии на «Книги для чтения» Толстого, переизданные в 1921 г., го рячо приветствовала их появление: «Давая ощущение сча стья, как всякое художественное произведение, для того кру га, для которого они назначены, они своей безыскусственной простотой и прелестью приохочивают к чтению, к сознатель ному чтению с самого начала. В этом их главное и великое достоинство, их незаменимость и непревзойденность в нашей школе, в руках наших начинающих учиться детишек» 2. Ху дожественную силу детских рассказов Толстого испытывают на себе советские писатели. Л. Соболев, посетивший Ясную Поляну, сказал: «Уж как случилось, что первым произведе нием Толстого, которое я прочитал, был «Кавказский плен ник». Тогда мне было 9 лет. И с тех пор любовь к этому ги гантскому писателю росла во мне со мной» 3. С. Я- Маршак, К- И. Чуковский и другие учились и учат ся у Толстого неустанной заботе о читателе-ребенке. Детские рассказы Толстого являются для них образцом художествен ного мастерства. Обращаясь к современным писателям и убеждая их больше писать для детей, С. Я. Маршак говорил: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим его блистательное умение пользоваться всеми оттенка ми, всеми возможностями языка, его щедрую затрату писа тельского мастерства на каждые три—четыре строчки, кото рые превращаются под его пером в умные трогательные и убедительные рассказы» 4. 1 Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым, СПб., 1913, стр. 286. 2 А, Елиз аро ва . Л. Н. Толстой. «Книги для чтения», журн. «Пе чать и революция». 1920,'кн. 7, стр. 328. 3 Газета «Коммунар», 20 декабря, 1960 г. 4 С. Маршак . «Литература — школе», «Новый мир», 1952, июнь, стр. 201 7 Заказ 1.S456
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=