ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

доходит до чисто пушкинской трезвости и силы. От них мож­ но прямо перейти к прозе Л. С. Пушкина» '. Художественное и идейное богатство детских рассказов сделало их жизненными и в настоящее время. Видная дея­ тельница большевистской партии А. И. Елизарова в рецензии на «Книги для чтения» Толстого, переизданные в 1921 г., го­ рячо приветствовала их появление: «Давая ощущение сча­ стья, как всякое художественное произведение, для того кру­ га, для которого они назначены, они своей безыскусственной простотой и прелестью приохочивают к чтению, к сознатель­ ному чтению с самого начала. В этом их главное и великое достоинство, их незаменимость и непревзойденность в нашей школе, в руках наших начинающих учиться детишек» 2. Ху­ дожественную силу детских рассказов Толстого испытывают на себе советские писатели. Л. Соболев, посетивший Ясную Поляну, сказал: «Уж как случилось, что первым произведе­ нием Толстого, которое я прочитал, был «Кавказский плен­ ник». Тогда мне было 9 лет. И с тех пор любовь к этому ги­ гантскому писателю росла во мне со мной» 3. С. Я- Маршак, К- И. Чуковский и другие учились и учат­ ся у Толстого неустанной заботе о читателе-ребенке. Детские рассказы Толстого являются для них образцом художествен­ ного мастерства. Обращаясь к современным писателям и убеждая их больше писать для детей, С. Я. Маршак говорил: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим его блистательное умение пользоваться всеми оттенка­ ми, всеми возможностями языка, его щедрую затрату писа­ тельского мастерства на каждые три—четыре строчки, кото­ рые превращаются под его пером в умные трогательные и убедительные рассказы» 4. 1 Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым, СПб., 1913, стр. 286. 2 А, Елиз аро ва . Л. Н. Толстой. «Книги для чтения», журн. «Пе­ чать и революция». 1920,'кн. 7, стр. 328. 3 Газета «Коммунар», 20 декабря, 1960 г. 4 С. Маршак . «Литература — школе», «Новый мир», 1952, июнь, стр. 201 7 Заказ 1.S456

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=