ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

%ре эпитетов, метафор. сравнений и других изобразительных средств. Описание природы чередуется г ппиргтипиянирм, служит фоном, на котором совершаются действия Жилина и КостылинаГоттеняет их напряженное состояние: «Посидели они за углом. Затихло все; только слышно овца перхает в закуте да низом вода по камушкам шумит. Темно; звезды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит. В лощинах туман, как молоко, бе леется» (21, 318). Автор прибегает и к приему устного , народного творчест ва— параллелизму. Метафорическое описание быстро выби рающёгося из-за~Тор месяца символизирует уход Жилина из плена, подчеркивает поспешность его действий во время по­ бега: «Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и на право засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрал­ ся месяц из-за гор,— бело, светло совсем как днем» (21, 324) Описание природы в рассказе ямррт контрактное значе- ние. Быстро поднявшееся солнце ярче подчеркивает медлен ное продвижение обоза: «-Солнце уж и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел» (21, 305). ^Реалистиче­ ское изображение—природы лает представление б месте про- исходящего события. Эпитеты в рассказе «Кавказский пленник» являются сред­ ством характеристики героев. Ими писатель подчеркивает де­ тали внешности, характера и п о в е д е н и я действующих лиц. В Жилине он показывает волевого, энергичного человека эпит-етом «удал»; в Костылине — неповоротливость эпитета­ ми «грузный», «толстый» и т. д. Повторяющиеся детали внешности и характера героев дедащт их легко запоминаю­ щимися. Подробно изображена внешность старика-татарина, воплощающей в себе ненависть к русским: «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, бо­ родка и усы подстрижены,— белые, как пух, а лицо смор­ щенное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка. Идет, бывало^ в чалме своей, костылем подпирается, как волк, озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернется» (21, 314)’ Употреблением сравнений «как пух», «как кирпич», «как у ястреба», «как волк» писатель создает яркую внешность ста­ рика-татарина, а выражениями: «зубов нет— только два клыка», «как волк, озирается», «захрапит» — подчеркивает хищнические мортеиг-.шшрн-тфимукг—ненависть к русским. В псХрячр iu?кnи к н-тадсар ки ,-лшж дош-на+цшнальной ненависти, Толстой птряжярт чярпжгтрнш» нпрму^ отношений РЛеЖДу^руС- скими ш атензами. По своей композиции рассказ «Кавказский пленник» так- же близок к сказочным произведениям. Как и сказка, рас- сказ^начшТаТхгся с "показа действШГ'героя: в сказке «Волк и 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=