ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
интереса: художественное чувство поэзии и патриотизм. С. Я- Маршак, полностью соглашаясь в этом отношении с Толстым, в статье «Литература — школе» писал: «Для того, чтобы школьники глубоко усвоили курс истории, им необхо димы живые художественные иллюстрации к этому курсу — исторические рассказы. Такие рассказы запоминаются на всю жизнь, а схемы исторических событий и голая хроноло гия усваиваются с трудом и забываются очень легко. Чем моложе возраст, тем более ему нужны конкретные образы, а не отвлеченные понятия и схемы. Пожалуй, и самый учеб ник истории для детей младших и средних классов должен I состоять из рассказов» ’ . I «Кавказский пленнику явился художественной иллюстра- J цией исторического материала- из' жизни России и Кавказа. В нем четкая и ясная фабула’ Повествование ведется от ли ца рассказчика сл?ЗТ 07 ТШроткими фразами. Автор не отвле кает внимания читателя описанием ненужных подробностей, не останавливается на характеристике исторических событий, а сразу же подходит к основному ходу рассказа — решению офицера Жилина, служащего на Кавказе, поехать в отпуск к матери. Писатель сообщает об обстоятельствах, заставив ших Жилина в военное время отправиться на побывку домой. «Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может и не придется увидеть. Поехать, а если невеста хороша и жениться можно» (21, 305). Для языка «Кавказского пленника», как и для языка ска зок, характерны несложные по синтаксису предложения с союзами «и», «а», «что», «чтобы», короткие бессоюзные пред ложения, обозначающие противопоставление, быструю смену * событий: «Слышит — отпирают сарай» (т. 21, 308). Диалоги и монологи, используемые писателем, раскрывают переживания героев, определяют их поступки. Так, внутрен ний монолог Жилина: «Эх,— думает Жилин,— с ними, что робеть, то хуже» (21, 311), говорит о его решении вступить с татарами в борьбу из-за выкупа и определяет дальнейшее поведение героя. В «Кавказском пленнике» сказочный прием — диыашьч- ность повествования— доводится, писателем по хуложествон- но'го совершенства. Предложения начинаются с глаголов- при этом писатель прибегает к инверсии: ...«собрались ребята та тарские» (21, 307). Отступлением от обычного порядка слов писатель обращает внимание читателя на то, что собрались дети татар — людей, враждебно настроенных по отношению к рабским. «Кавказский пленник» превосходит другие рассказы Тол стого^ красочностью описания, чему способствует упохребле- 1 «Новый мир». 1952 г., № 6, стр. 197. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=