ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Некоторые рассказы Толстого помогают детям с пользой применять полученные знания на практике. Из рассказов- описаний по ботанике дети получают представление о том. как заложить и вырастить фруктовый сад, как ухаживать за ним и бороться с вредителями («Яблони»). IV В «Книги для чтения» Толстого входят рассказы, знако­ мящие детей с историческим прошлым родины, воспитываю щие в них чувство патриотизма. К ним относятся былины, которые Толстой относил к «лучшим художественным образ­ цам произведений, которые будут читать, пока будет русский язык» (48, 30) («Святогор-богатьфь», «Волга-богатырь», «Микулушка Селянинович»), рассказы на исторические те­ мы («Петр I и мужик», «Кавказский пленник» и др.). Опыт введения Толстым в школьное преподавание 60-х гг. произведений устного народного творчества — былин — поз­ волил писателю использовать их при создании детских рас­ сказов 70-х гг. В процессе переработки былин писатель сохраняет особен­ ности их стиля, приближает их язык к литературному. Так, из былины «Микулушка Селянинович» писатель устраняет устаревшие формы слов: «до пабедья», «этое», «хоробрая», «борозди пометывати» и др. и заменяет понятными крестьян­ ским детям: «едалека», «с утра до вечера», «мужик-пахарь», «бороздку отворачивать». Доступный язык сделал содержа­ ние былины и образ Микулушки понятнее, ближе детям. Исследование разнообразных жанров детских рассказов позволяет выявить такие художественные особенности, кото­ рые близки к устному народному творчеству. Это ярко высту­ пает при анализе «Кавказского пленника», который является шедевром в области детской литературы. Рассказ обобщает все художественное богатство, которое рассыпано в неболь­ ших рассказах Толстого; он интересен и для детей, и для взрослых. В письме к Н. Н. Страхову от 22 мар­ та 1872 г. Толстой писал: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших» ', «Кавказский пленник», завершающий цикл исторических рассказов Тол стого («Ермак», «Петр I и мужик», «Основание Рима», и др.), отражает взгляды писателя на преподавание детям истории и географии, высказанные им еще ^ педагогических статьях 60-х гг. В статье «Яснополянская школа за ноябр] и декабрь месяцы» (1862 г.) Толстой отмечал, что существует два метода возбуждения у детей историко-географического 1 Л. Н. Толстой о литературе. Статьи, письма, дневники. ГИХЛ М., 1955 г., стр. 139. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=