ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
•ского мира» К. Д. Ушинского он перерабатывает статьи «Эскимосы», «Куда девается вода из моря?», «Море»; из кни ги П. Перевесского «Практическая русская грамматика» бе рет материал для рассказов «Как в городе Париже починили дом», «Отчего бывает ветер» и др. Научные статьи Толстого напоминают его художествен ные‘ рассказы. Сведения из различных отраслей наук сс> obui йютсТГТГгпгх путем показа событий. Вот как описывается охота на фазанов («Фазаны»): «С подсаду охотятся вот как: пустят дворовую собачонку в лес и ходят за ней. Когда со бака найдет фазана, она бросится за ним. Фазан взлетит на дерево, и тогда собачонка начинает на него лаять. Охотник подходит на лай и стреляет фазана на дереве» (21, 235, 236). Чередование описания с повествованием облегчает детям восприятие научно-художественных рассказов, вызывает больший интерес. Таким же образом писатель строит рас суждения из области химии, астрономии, естествознания («Дурной воздух», «Газы»), Описываемые им явления легко наблюдаются детьми в жизни. Толстой нередко от экспери мента переходит к сообщению научных сведений: от опыта с кипящей водой («Как делают шары») приступает к объяс нению свойств водорода, которым наполняются воздушные шары, от наблюдения за раствором соли в воде («Кристал лы») — к объяснению образования кристаллов. Вопросно-ответная форма изложения («Сырость») заост ряет внимание читателя на описанном событии, явлении. В научно-художественных рассказах писатель избегает отвлеченных описаний и выводов. Так, подготавливая к пе чати рассказ «Отчего бывает ветер», Толстой зачеркивает общее рассуждение о причине происхождения ветра: «В гор нице бывает ветер оттого, что что-нибудь махается и гонит воздух или оттого, что в одном месте жарко, а в другом хо лодно» 1 и заменяет его более конкретным, приводя примеры из жизни природы: «Когда кто-нибудь Яодит по комнате или махает платьем, то мы говорим: «он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер» ( 21 , 168). В. А. Вейкшан, считая рассказы Толстого хорошим учеб ным и воспитательным материалом, пишет: «Этими произве дениями Толстой учил детей понимать окружающий мир; помогал овладевать русским языком, помогал любить Роди ну»2. Эти слова в полной мере относятся и к научно-художе ственным рассказам писателя, которые расширяют кругозор маленького читателя, учат его наблюдать и любить природу. 1 Л. Н. Толс той . Отчего бывает ветер, печ. гранки, рук. № 21. Отдел рукописей Гос. музея Л. Н. Толстого. 2 В. А. Вейкшан , Л. Н. Толстой о воспитании и обучении, изд. "Кад. пед. наук РСФСР, 1953, стр. 144. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=